- Если человек умер во время комендантского часа, нужно ждать утра, - говорит 28-летняя Татьяна Андрощук из оккупированной Макеевки Донецкой области. - Должна приехать полиция, зафиксировать, что человек умер собственной смертью.
Днем так называемых полицейских ждут по несколько часов.
- Требуют паспорт умершего и того, кто им звонил, - продолжает Андрощук. - Забирают телефоны, роются в контактах и фотографиях, переписывают.
После заключения полиции родственники едут в амбулаторию, где человек стоял на учете. Берут справку, относят в ЗАГС, где выписывают свидетельство о смерти.
- На процедуру уходит день, - говорит 52-летняя Елена Матвийчук из оккупированной Хрестовка Донецкой области. - Забирают украинский паспорт умершего и выдают свидетельство. С ним можно получить помощь в пенсионном фонде. С января она составляет 2180 гривен.
Умершего хоронят и устраивают поминальный обед.
В социальных сетях перевозчики предлагают вывезти умерших на неоккупированную территорию. Для этого требуют свидетельство о смерти.
- Но без решения Межведомственного штаба по Covid-19 транспортировать тела нельзя. Боевики должны дать разрешение, - говорит 29-летний Владислав Морозов из Донецка. - Штаб собирается в понедельник, среду и пятницу. Если разрешили, можно везти через украинский блокпост. С гробом отправляется только водитель. Одна машина с умершим едет к нулевому блокпосту. Затем вторая забирает гроб и везет на территорию Украины. Сопровождающих нельзя брать. Кто-то из родственников должен быть на неоккупированной части. Все вместе стоит от 15 тысяч гривен.
Комментарии