Ексклюзивы
вторник, 19 декабря 2017 00:15

"Обострились хронические болезни, появились новые"

 

Родственники политзаключенных Кремля обратились к президенту

- За все время содержания сына в тюрьме не имею ни одной весточки от него, - говорит Игорь Гриб, отец 19-летнего Павла Гриба, похищенного российскими спецслужбами в Беларуси. - Адвокаты и консул передавали одно: необходимые ему лекарства не получает.

13 декабря общественное объединение родственников политзаключенных Кремля обратилось к президенту Украины 52-летнему Петру Порошенко с просьбой помочь освободить их родных.

- Десятки пленных путинского режима - в тюрьмах России и оккупированного Крыма, - продолжает. - Скоро должен состояться обмен пленными. Не знаем, есть ли наши родственники в списках. Нам дают противоречивую информацию. Это приводит в отчаяние. Просим президента встретиться с нами и разъяснить это. Количество политзаключенных постоянно увеличивается. Сейчас их – более 60. Это режиссер Олег Сенцов, правозащитник Эмир-Усейн Куку, журналисты Роман Сущенко, Дмитрий Штибликов, Алексей Бесарабов, участник АТО Евгений Панов, фермер Владимир Балух, студент Павел Гриб и другие.

- Есть две категории заключенных Кремля. Бойцы и мирные жители на Донбассе и политзаключенные, наши родственники, задержанные в Крыму, России и Беларуси. Государство не имеет согласованного списка политзаключенных, - добавляет брат 39-летнего Евгения Панова и председатель объединения родственников Игорь Котелянец. - Мы составили этот список. Знаем, что они не включены в перечень для обмена.

Несколько ведомств нам помогают. Уполномоченная по правам человека Валерия Лутковская оперативно реагирует, когда ухудшают условия в тюрьмах Крыма или России. Обращается к коллеге Татьяне Москальковой из России.

Консулы в РФ добиваются встреч в тюрьмах. Украинский консул в Москве Геннадий Брескаленко помогает моему брату в Лефортово в Москве (Евгения Панова задержали в Крыму в августе прошлого года, обвинили в диверсиях. - ГПУ). Брата вернули в Симферопольское СИЗО. Там находится полторы года. Московский консул до сих пор помогает. Но ни одна институция не может сказать, какая позиция государства. Последних политзаключенных выпустили из России в прошлом году - Афанасьева и Солошенко. (Геннадия Афанасьева московский суд признал "террористом Сенцова", а 74-летнего Юрия Солошенко обвинили в шпионаже. 14 июня 2016-го вернулись в Украину после почти двух лет плена. - ГПУ). Не говорим об освобождении Умерова и Чийгоза, потому что это работа Меджлиса крымских татар с президентом Турции. Крымскотатарских активистов Путин освободил в ноябре тайным указом.

В этом году подали законопроект о защите семей политзаключенных. Но не вынесли на голосование. Говорят, профильные комитеты не пересмотрели. Все понимают, что это - большие деньги. Общественные организации ищут их для нас в заграничных фондах. Да и они не резиновые. Наибольшие расходы - адвокаты и передачи. Стоимость одной достигает до 10-15 тысяч рублей (4-6 тыс. грн - ГПУ).

С братом общался в прошлом году в августе через наших адвокатов, которые приезжают из Москвы в Симферополь. Иногда фотографируют его письма для нас. Мы публикуем их. Сейчас его настроение намного лучше, увереннее.

Оксана Стогний - жена политзаключенного 41-летнего Алексея Стогния, приговоренного к трем с половиной годам тюрьмы. Проходит по делу "крымских диверсантов". Его задержали 15 ноября 2016-го. Стогния связывают с "диверсионной группой Штибликова".

- Он в крымской тюрьме. Наши семьи остались без кормильцев, а дети - без родительской опеки. Видели обыски, задержания. Младшая дочка до сих пор не знает, что случилось с отцом. Не могу ей объяснить, потому что у нее слабая психика. Все время спрашивает, когда папа вернется. Помнит ли о нас, знает ли, как скучаем. Ежедневно здоровье родных ухудшается. Обострились хронические болезни, появились новые. С мужем виделись весной. После того переехала в Киев. Он находится в исправительной колонии в Керчи. Имел два свидания с родителями. Иногда позволяют им позвонить.

- Сына задержали в 2014-ом. Три года и три месяца он в тюрьме, - говорит Петр Выгивский. 34-летнего Валентина Выгивского "за шпионаж" приговорили к 11 годам. Отбывает их в русском Кирово-Чепецке. - Он - из первой десятки украинских политзаключенных. Уже пошла седьмая. Мы имели надежду на Конвенцию о возвращении заложников. Позволила бы перевести наших родных в Украину для отбывания наказания. Но в прошлом месяце Россия отказала.

Последний раз с сыном говорили неделю тому назад, когда получил отказ на экстрадицию. Он - в одиночной камере, как особо опасный для России. Первые семь-восемь месяцев после задержания писем не было. Из него выжимали признание вины. Когда согласился, позволили писать и первое свидание.

"Не советую никому ехать в Россию"

- Не советую никому ехать в Россию, Беларусь и другие страны, которым близкая идеология РФ, - говорит отец украинского политзаключенного Петр Выгивский. -, Чтобы не пополнять перечень родственников политзаключенных. Уверен, что известны не все, чьих родных задержали в России. Многие боятся об этом сказать, потому что не знают, как. Обращайтесь к нам или правозащитникам. Этим облегчите судьбу близких.

Сейчас вы читаете новость «"Обострились хронические болезни, появились новые"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть