Во время наводнения жители затопленного города Могилева-Подольского Винницкой области сетовали на городского председателя 43-летнего Михаила Саволюка. Мол, он не предупредил о реальных масштабах подъема воды в Днестре.
Река вышла из берегов после дождя в Карпатах. Уровень воды в ней регулирует Новоднестровская гидроэлектростанция. После ливней в конце прошлой недели вода на ГЭ С достигла 122,4 м при критической норме — 123,5 м. В выходные, 26 и 27 июля, ГЭ С сбрасывала по 3,6–4 тыс. куб. м воды в секунду. Обычно поток во время водосброса втрое меньший. В выступлении по местному телевидению мэр сказал, что вода поднимется самое большее на полметра. Но треть города затопило на 1,5–2 м. Пострадали здания горсовета, райгосадминистрации, медицинского колледжа, городской архив, детсад, 22 магазина.
Михаил Саволюк отвечает на вопрос " ГПУ" по мобильному телефону.
Почему вы не назвали людям реального уровня подъема воды?
— Я вам скажу только факты, а вы сами решайте, кто правильно поступил в этой ситуации. Еще 25 июля мы получили сообщение от Новоднестровской ГЭ С, что с 26-го в связи с повышением уровня воды будет аварийный сброс до 2,6 тысяч кубометров в секунду. Такие сообщения бывают по несколько раз в год. Это нормальная ситуация: поднимается вода, ГЭ С сбрасывает лишнюю.
Но никто не сказал о реальных масштабах сброса. Мне интуиция подсказала, что такими объемами не обойдется. Но даже представить не мог, что будет так много.
Были ли шансы уберечь город от паводка?
— Если бы нам сразу сообщили, сколько ожидать воды... А так вода прибывала и прибывала. Никакой официальной информации от руководства Новоднестровской ГЭ С мы не получали. Удалось, правда, договориться, чтобы не спускали воду ночью. Иначе в городе была бы паника.
Я на свой страх и риск выступил по местному телевидению и сказал людям о возможных подтоплениях. Боялся именно паники, боялся сказать то, чего в действительности не было бы. Потому что в 1995 году был такой случай, когда группа людей специально спровоцировала беспокойство. Все были напуганы сообщениями, что треснула дамба. Население начали эвакуировать. Люди давились в толпе, были смерти. Все это затеяли, чтобы провезти через границу нерастаможенные автомобили.
Как можно было уменьшить убытки от паводка?
— Нужно, чтобы в городе была ФМ-станция. Мы раньше просили создать ее, но нам отказал Госчастотнадзор. Теперь будем требовать выделить нам эту частоту. В таких случаях радио необходимо.
Почему вы не обратились к людям, когда увидели, что ситуация критическая?
— Когда было видно, как вода подступает, уже нельзя было ни выступить по телевидению, ни объявить по радио. Связь оборвалась. Я ездил по городу с рупором, успокаивал всех.
Что нужно было сделать, когда водохранилище начало наполняться?
— Предупреждать людей должно было Министерство чрезвычайных ситуаций. Но они собрались в Черновцы. И когда вода стала неуправляемой, то наших эмчаэсников, которые выезжали на ликвидацию стихии в Западную Украину, срочно возвращали к нам.
В какую сумму вы оцениваете ликвидацию последствий наводнения в Могилеве?
— Мы еще не посчитали. Имеем лишь предварительные цифры, что убытки достигают 18 миллионов гривен.
Что нужно сделать, чтобы подобное больше не повторилось?
— Нужно построить новую дамбу (противопаводковое сооружение перед городом. — " ГПУ"). Потому что эту наши прадеды строили. Ей не меньше 200 лет. Юля Тимошенко побывала у нас и собственными глазами убедилась, что здесь зона стихийного бедствия. Без государственной помощи город приходил бы в себя не меньше чем полвека.
Ваше имущество пострадало?
— Мой дом на холмике стоит, с ним все в порядке. Но родственники и знакомые пострадали. Дом кума под самую крышу залило.
Комментарии