— Пошел в военкомат, купил медицинскую справку за 2 800 гривен. У меня были проблемы со здоровьем, мог официально не попасть на фронт, — рассказывает 33-летний Юрий Савчук. Имеет позывной "Сава". — 19 сентября 2014 года поехал воевать в составе третьего батальона 80-й десантно-штурмовой бригады на Луганское направление.
Юрий Савчук родился в России. В 15-летнем возрасте переехал жить в Черновцы. Выучил язык. Его девиз — и только тот прожил не напрасно, кто злу шел наперекор.
— Приехали в детский лагерь в селе Штормовое Луганской области. Нам выдали артиллерийские установки "НОНА" и пушки "Д-30", — рассказывает "Савва". — Одна из пушек — "Маруся" — механическая, ручка наведения в ней поломана. Стрелять из нее опасно: не успеешь за 4 минуты сбежать — получишь ответ от оккупантов.
Первый боевой выезд — в направлении Станицы Луганской. Отработали по российским позициям. Быстро собрались и двинулись назад. Вдруг первая "коробка" остановилась. Подумали, что парни идиоты: как здесь можно останавливаться, когда сейчас может прилететь ответ. Поравнялись с ними и увидели, что те сидят в машине с поднятыми руками. Смотрим вперед, а на них наведена зенитка "ЗУ-21–2".
Оказалось, что выезжая на задание, мы обошли наш блокпост и заехали в "серую" зону между своими и чужими. Наши ребята, увидев два автомобиля, подумали, что это русские. Координации не было, все решалось в телефонном режиме. Радиосвязь была открыта для всех. Мы слушали, что рассказывают россияне, они слышали нас. Хорошо, что все закончилось нормально.
Помню операцию по уничтожению двух колонн российской техники с людьми и горюче-смазочными материалами. Они передвигались в направлении Счастья. Была ночь, кругом светилось от огней, как на Манхеттене в Нью-Йорке. Мы как дали — все взорвалось, в небе сияние. По данным разведки, в колоннах ехали до 50 машин.
Потерял более десяти друзей-десантников. В 2014-2015 годах никто не мог знать, что будет через 15 минут. Ребята говорили: "Зачем знакомиться и пускать чью-то историю себе в сердце?" Больно, когда ты познакомился с человеком, а на следующий день его убили.
О будущем не думал, а только - останусь ли живым после боя. Бывало, работаешь ночью, россияне выявляют позиции и в ответ бьют из артиллерии 152-го калибра. Снаряды разрываются метрах в 20, и ты реально слышишь, как плачет земля, стонет, дрожит. Особенно странно наблюдать за тем местом, из которого только что вел стрельбу. Едва успеешь отъехать, как туда падают российские снаряды. И сразу же на 15 метров вверх поднимается черный снег…
Были такие, которые справляли нужду прямо под себя. Это реалии войны. Если вам рисуют ее яркой и бесстрашной, эти люди не знают, как оно зарываться в землю руками.
Возле меня разорвалась мина 120-го калибра. Получил тяжелую контузию, долго не мог прийти в себя. Потерял сознание, подсознательно почувствовал горячую боль. Позже, уже на военно-врачебной комиссии в Киеве узнал, что у меня перелом пятого поперечного позвонка, киста правой височной области, пожизненная тугоухость, слабое зрение. Больно сейчас, когда вижу вспышки света.
Направили в Киевский военный госпиталь. Там находился недолго. Не считал, что нуждаюсь в длительном лечении. Рядом ребята — без ног, рук.
Запомнился разведчик. Вернулся из плена, имел в теле более тридцати дыр от ножа, перерезанные сухожилия. К нему приехала мама. Парень пришел в себя, открыл глаза, заплакал и умер.
Тогда же пришлось общаться с бойцами, которые вернулись из российского плена кастрированные. Так россияне издевались.
Когда шел на войну, родилась дочь. На ноги встала без папы. Периодически звонил жене в "Скайпе". Смотрел, как дочка пытается подойти к монитору и поцеловать экран. Потому что там папа. Она так смешно произносила: "Тятя, тятя". Воюю ради нее и таких деток, как она.
Слепили более 500 вареников
19 декабря 2014 года Юрий Савчук слепил более 500 вареников для своих побратимов.
— На Буковине в такой праздник обязательно должны быть вареники с картошкой, капустой, — рассказывает "Сава". — Мы преодолели почти 15 километров по селам Луганской области. Удалось найти семью, которая впустила в дом. Хозяин с усами, как у казака, рассказал, что его дочь учится во Львове, сын в Киеве живет.
Мы дали хозяевам пакет сгущенного молока и тушенки. Они поделились: мукой, яйцами, молоком, капустой, картошкой и литром самогона. Алкоголь позже отдали одному таксисту, который всегда нас выручал.
На следующий день они слепили более 500 вареников. Накормили третий батальон 80-й бригады, 83-ю разведроту и технический батальон 53-й бригады.
Комментарии