Завтра, 21 сентября, президенты Польши и Украины Бронислав Коморовский и Виктор Янукович откроют центральную часть Мемориала жертв тоталитаризма на территории Национального историко-мемориального заповедника "Быковнянские могилы" под Киевом. Его построили по проекту украинского архитектора 72-летней Ларисы Скорик.
- Мемориал - это своеобразная материальная молитва, увековеченная в камне. На территории этого заповедника похоронены жертвы террора 1937-1938 годов. Тогда НКВД тотально уничтожало интеллигенцию. Обреченными к смерти были выдающиеся врачи, инженеры, писатели и художники ХХ века. Только за то, что их ценил мир. Это Михаил Бойчук, профессор Киевского художественного института Академии искусств, художник-монументалист Василий Седляр и много других. Так называемых врагов народа расстреливали в Киеве, а ночами на грузовиках вывозили закапывать бесконечное количество тел. Весь этот большой лес возле Быковни, 236 гектаров, был западным полигоном НКВД.
Но этот Мемориал увековечивает память не только о людях, переживших сталинские репрессии. Кроме украинских, попадаются немецкие, еврейские, магометанские, польские, армянские фамилии. В 1941-м здесь похоронили расстрелянных офицеров польской армии. Есть жертвы расстрела немцами итальянских солдат и офицеров. Это почти 3600 человек, они отказались воевать на стороне Гитлера.
Как узнали о захоронении в Быковне?
- В 1980-х в Быковне должны были строить Дарницкий вокзал. Начали копать и увидели массу костей. Дозировано подавалась информация, что это жертвы фашизма. Уже в 1990 году, когда я стала депутатом, нам удалось опровергнуть этот миф.
Как будет выглядеть Мемориал?
- Приблизительно, как Голгофа. Было запланировано 37 крестов на каменном кургане. Со всех сторон по девять, а сверху на могиле - один большой. Но появилась проблема со средствами. Постановление и поручение президента о достройке комплекса было еще восемь месяцев назад. Но финансирование шло через мелких деятелей, влиявших на строительство. Наверное, среди них много потомков тех, кто расстреливал людей. Деньги не доходили.
Только благодаря личному распоряжению президента удалось сдвинуть это дело. Бюджетной строкой было выделено 38,8 миллионов гривен. Но практически дали четвертую часть - 9 миллионов 220 тысяч. Денег не хватало. Мы обратились ко всем, кто мог бы оказать финансовую помощь, и отозвались лишь две человека - депутаты нынешнего созыва. 10 крестов поставили благодаря благотворительным взносам Игоря Рыбакова, лидера фракции "Реформы ради будущего", и народного депутата от Партии регионов Виктора Коржа. Они сразу отозвались, не раздумывая и не обещая, а просто исполнили свой гражданский, патриотический и просто человеческий долг - перечислили по 160 тысяч гривен. Многие из депутатов обещали, тянули с перечислением, в конечном итоге ничего не дали. Поэтому из 37 крестов мы смогли поставить только 10 - девять на одной стороне, один на горе. Я сама, из своего офиса, что далеко не богатый, перечислила 140 тысяч. Из них - 20 тысяч мои собственные средства. Для примера, стоимость Монумента Голодомора в парке Славы составляет 780 миллионов. Как архитектор знаю, что столько денег туда не пошло.
Когда начались работы?
- Только 6 июля этого года. В то время поляки уже полным ходом строили свою часть на территории кладбища. Мне посчастливилось, что тендер выиграл строитель с опытом Владимир Питель и исполнитель работ Денис Карташов. Они из собственного кармана доплачивали рабочим, чтобы те оставались ночью работать. Бюджет был настолько мал, что на выделенные деньги невозможно было довести работу до конца. Я сердечно благодарна Виктору Коржу и Игорю Рыбакову. Потому что благодаря этим людям увековечена память о лучших из лучших. Также повезло, что поляки очень хотели увековечить память польских солдат и офицеров. Наши порывы совпали и рядом возникли две части - польская и украинская на единой огромной территории - Некрополе жертв тоталитарного режима.
Сколько людей там похоронено?
- Конечные данные пока что не собраны. Но эта цифра добегает 100 тысяч. Сейчас в моем компьютере в алфавитном порядке есть данные о 31 тысяче наших граждан. К величайшему сожалению, не можем всех их увековечить. Пока что написали на гранитных стеллах около шести тысяч фамилий. Удалось сделать Мемориал настолько, что уже можно увидеть, какой будет его общая концепция. Все сделано из долговечных материалов. В будущем еще должны быть церковь и подземный музей, где будут собраны все данные о жертвах.
Комментарии
1