5 сентября в городе Макеевка на Донбассе объявили приговор 24-летнему Дмитрию Онуфраку и 23-летнему Антону Волошину. Их признали виновными в терактах 20 января. Первый взрыв произошел около 4.40 возле торгового комплекса "Голден плаза" в центре города. Второй — через полчаса, у входа в госпредприятие "Макеевуголь". Повылетали оконные стекла, были повреждены фасады двух зданий. Люди не пострадали.
— Обстоятельств смягчающих и отягчающих вину суд не усматривает, — глава коллегии судей Дмитрий Еремин 5 часов зачитывает приговор.
В зале заседаний его слушают матери подсудимых, пять работников Службы безопасности, два милиционера и 20 журналистов.
Безработного Дмитрия Онуфрака осуждают к 15 годам тюрьмы, как просил прокурор. Студента Антона Волошина — к восьми годам колонии. Они должны возместить ущерб — 370 тыс. грн.
Матери плачут. Волошин снимает очки, трет глаза.
— Суд прошел по сценарию СБУ. Дальнейшее разбирательство покажет, что мы не виновны в терроризме, — говорит Онуфрак.
На Волошина надевают наручники. Он отворачивается от камер.
— Теперь Антон пожалеет, что пошел на поводу у следствия — ему обещали за сотрудничество три года, — говорит Ирина Онуфрак, мать Дмитрия.
— Мой сын послушал адвоката и сознался. Он никакие теракты не совершал, но его могут "замочить" в камере за то, что я вам это говорю, — рассказывает Татьяна Волошина.
— Сделать бомбу может только человек, который понимает, как это делать, — заверяет Елена Ярова, адвокат Онуфрака. Она обжалует приговор. — По делу осталось огромное количество "белых пятен".
В терроризме мужчин заподозрили после нападения на таксиста 2 февраля. Дмитрий Онуфрак сознался в разбое в день задержания, а в терроризме — через двое суток. Антон Волошин сказал, что помогал делать бомбы.
Суд считает, что идею разбогатеть с помощью терактов Онуфрак позаимствовал из фильма "Крепкий орешек". Как сделать бомбы, нашел в интернете. Варил взрывчатку на кухне в кастрюле. Использовал селитру, сухое горючее, гидроперит и жидкость для снятия лака "Ноготок". Письма с требованием выкупа напечатал на своем компьютере.
20 января в 4.00 Онуфрак поджег бикфордов шнур от окурка. Потом пробежал 600 м до здания "Макеевуголь" и завел часовой механизм, который изготовил из китайского будильника. К горсовету прилепил конверт с письмом. Требовал от "известных в Макеевке людей" 4,2 млн евро. Писал, что не согласен с политикой власти, угрожал новыми взрывами. 20 января из Киева в Макеевку доставили всю сумму в купюрах по 500 евро. Но по выкуп никто не пришел.
На первом судебном заседании Онуфрак заявил, что в милиции его пытали. Якобы угрожали изнасиловать беременную жену, убить мать, шприцем занести ему ВИЧ-инфекцию.
— Схему взрывного устройства мне нарисовали. Заставили несколько раз перерисовать по памяти. За ошибки били. Да, я напал на таксиста, но я — не террорист и не убийца. По делу подброшены доказательства и ложные свидетельства, — говорил Дмитрий Онуфрак.
По его словам, подельник Антон Волошин говорит неправду, потому что напуган. В действительности они только приклеили конверт, который Дмитрию дал неизвестный и заплатил за это 400 грн.
В разбойном нападении на таксиста Онуфрак сознался и покаялся. На последнем заседании суда встал на колени перед водителем, в которого выпустил четыре резиновых пули.
Таксист описал грабителей как "ботаников", которые "вели в машине детские разговоры".
— Стрелял Онуфрак, а Волошин был до такой степени напуган, что даже не рыпнулся в мою сторону. Мне авторитетные друзья сказали: "Тебя лохи чуть не завалили", — вспоминает пострадавший 43-летний Рафаил Садердинов.
Как доказательство СБУ предоставило свидетеля, который рассказал, что Онуфрак предлагал ему зарабатывать с помощью терроризма. Соседи по камере дали показания, что в следственном изоляторе Дмитрий хвастался, будто может сделать бомбу даже из ржавчины и спичек.
Во время суда произошел третий взрыв
В Макеевке многие не верят, что осужденные могли совершить взрывы. Говорят, теракты связаны с деятельностью "Макеевуголь".
За день до проишествия главное управление контрольно-ревизионной комиссии обвинило руководство объединения в недостаче на 1,8 млрд грн. "Макеевуголь" — предприятие №1 в городе. Имеет девять прибыльных шахт, добывает коксовый уголь. За приватизацию объединения соревнуются несколько украинских олигархов.
18 июня в три утра произошел взрыв возле имения гендиректора "Макеевугля" — Станислава Толчина. Дом в центре Донецка, возле областной СБУ, под охраной. Кто-то перебросил взрывчатку через ограждение виллы. Поврежден фасад дома, вылетели стекла в трех окнах. Виновников не нашли.
Комментарии
2