— Еще 24 августа нам звонили друзья из разведки, предупреждали, что нужно убегать из-под Иловайска. Потому что в тыл зашли батальонные тактические группы из России, — говорит 48-летний Алексей Зиновин, бывший боец батальона "Донбасс" с позывным "Алекс".
— Однако мы ожидали принятия решений — или занимаем круговую оборону, или будем выходить. Нам говорили, будто идет помощь, не рыпайтесь. А 28-го сообщили, что завтра должны выходить. Была договоренность с россиянами, они прекратили обстрелы. До этого били из "Градов", САУ, минами закидывали.
27 августа россияне пообещали украинским военным отпустить их из окружения. Устроили так называемый "зеленый коридор". Когда войска двинулись — начали обстреливать колонны. Погибли 366 украинских бойцов, 429 получили ранения. 300 человек попали в плен.
— Я выходил посредине колонны. Видел, как все взрывается, люди превращаются в сгоревшие свечи, — вспоминает "Алекс". — Бойцы ехали в бусе, туда попал снаряд — все мертвые. Отрывало руки, ноги, головы.
Впереди меня шел КамАЗ с низким бортом, груженный ранеными. Перед ним — медицинская помощь. Обе — с белыми флагами и красными крестами. По чести, никто не стреляет по раненым. Однако россияне первый выстрел производили в машины с красными крестами.
Колонна "донбассовцев" заехала в село Червоносельское в Амвросиевском районе Донецкой области. Оттуда атаковали российские позиции.
— Там были российские танки. Вывели их из строя, захватили в плен танкистов. На видео записали их свидетельства. Была 31-я штурмовая бригада и 6-я танковая бригада из России. С ними 36 часов вели постоянный бой. Мы связывались с нашими, поняли, что помощи не будет. Россияне хотели, чтобы вышли и сдали оружие. Угрожали расстрелами.
Мы сдались. Бойцов ВСУ куда-то отвезли вместе с ранеными. А батальон "Донбасс", приблизительно 110 людей, отдали боевикам ДНР. Моторола приехал, забирал на грузовик.
В плену боевики били, издевались. Не давали есть и пить. Иногда приносили суп с соляркой, в кашу подбрасывали камни. Песок аж на зубах скрипел. В плену провел пять месяцев.
— В плену видел психи россиян из-за количества раненых и погибших с их стороны, — говорит 42-летний Дмитрий Есаулов, боец штурмовой роты в батальоне "Донбасс".
— Некоторые "300-е" начали умирать. Стон, слезы. Российский майор сказал, что у него лишь три грузовика, — рассказывает Дмитрий. — Сначала вывезет раненых россиян, потом убитых — у них было таких три КамАЗа. А уже тогда забрали раненых украинцев. Российские десантники были поражены и перепуганы. Нас боялись даже безоружных. Для них было шоком, что все разговаривают на русском.
Уцелевших бойцов на грузовиках перебросили под село Осиновое в Старобешевском районе Донецкой области. Там провели двое суток. Потом раненых передали Красному Кресту.
— Кто-то кричал "Ребята, помогите!", кто-то звал маму, кто-то просил добить, — вспоминает боец. — Запах сожженных тел — кисло-сладкий. И злоба на россиян. Этого им никогда не прощу.
— Больше всего поразило, как машины перед тобой превращаются в горящую груду металла, — говорит "донбассовец" 53-летний Игорь Гевко с позывным "Брокер".
Он с побратимами самостоятельно вышел из оккупированных территорий. На это понадобилось 20 дней.
— Мы попрощались с жизнью и начали выходить, — вспоминает. — Несколько раз попадали на "секреты" россиян. Однажды подошли впритык. Пришлось сработать на психологию. Это было ночью. Говорил с ними на русском. Сказал, что мы российская разведка. Меня спросили пароль — послал их. То, что говорил не по уставу, но имел при себе оружие, ввело их командира в ступор. Пока он произвел предупредительный выстрел, наши успели их накрыть огнем. Мы имели лучшую выправку. Уже были обстреляны в боях.
К своим удалось попасть аж в сентябре. Помогли местные. Не могу называть место, потому что та семья до сих пор там.
Бои длились за локомотивное депо
Первая неудачная попытка пробиться в Иловайск была 7 августа.
Украинские войска 10 августа попробовали зайти во второй раз — неудачно. Успешное наступление на город состоялось 18 августа. Батальон "Донбасс" пробился при поддержке танков Вооруженных сил. За ним вошли добровольческие батальоны Министерства внутренних дел — "Днепр-1", "Миротворец", "Свитязь", "Херсон", "Ивано-Франковск".
Боевикам удалось закрепиться в северной части города. Линией фронта стало локомотивное депо в центре Иловайска.
25 августа в тыл группировке зашли регулярные войска с территории России. Бойцы в городе оказались в окружении.
Комментарии