"Я давно хотел, чтобы она попала в какой-нибудь музей. А что мне с ней делать? Насекомых перестал собирать еще в 1991 году. Тогда как раз распался Советский Союз и появились границы. Тяжелее стало перевозить материал", — рассказывает 69-летний радиоинженер Владимир Черненко из Запорожья.
Он занимался коллекционированиям 35 лет. Насекомых привозил из города Арсенев, что на Дальнем Востоке, из Карпат, Кавказа, Крыма. Немного помогал сын, некоторые экземпляры переслали друзья из Сибири и Алтайского края. Всего собрал 7500 экземпляров свыше 3 тыс. видов. В прошлом году Черненко предложили продать коллекцию за границу. Тогда специалисты Запорожского национального университета заказали сюжет на телевидении. Специалисты с факультета биологии рассказывали об уникальности собрания и просили бизнесменов помочь выкупить его для Украины.
За две недели до Нового года на счет университета поступило 10 тысяч гривен. Говорят, их перечислил предприниматель из Киева. Это дало возможность заплатить Черненко за насекомых. Мужчина с радостью отдал собрание в учебное заведение, хотя утверждает, что стоит коллекция по меньшей мере втрое дороже.
— Сейчас собрать подобное нереально. Во-первых, не перевезешь через границу, а во-вторых, некоторые виды уже вымерли. Если несколько экземпляров и осталось, то поймать их практически невозможно, — убежден заведующий зоологическим музеем Запорожского национального университета Александр Коротя, 54 года.
Первыми в коллекции появились запорожские бабочки в 1969 году. К каждому экземпляру Черненко делал надпись: где нашел, когда, а также чем характеризуется. Для этого перечитал всю литературу по биологии. Чтобы сохранить насекомых в первозданном виде, умерщвлял их, помещая в морозильную камеру.
— Там есть и аномальные насекомые или с какими-то мутациями, — рассказывает аспирант кафедры зоологии университета Михаил Муленко, 22 года. — Есть бабочка аполлон из Афганистана. Такое случается раз на сто тысяч видов. Или же калли птогон реликтовый с Дальнего Востока. Он вообще исчез.
За некоторые коллекционные образцы на черном рынке предлагают приличные деньги. Так, например, калли птогон реликтовый стоит $150, а афганского аполлона готовы купить за $200.
Подобные собрания есть в Харьковском и Киевском зоологических музеях. Однако их готовили группы специалистов, а запорожскую коллекцию — один человек, говорит Муленко. Когда-то бабочек запрещали ловить. Считалось, что это души умерших людей.
Приобретенную коллекцию планируют выставить в университете 1 апреля. Тогда будут праздновать 20-летие биологического факультета. Сейчас материал хранится в трехстах коробках.
Комментарии