- После расстрелов на Майданне мы делали обереги-трезубцы из серебра. Вручали раненным ребятам, чтобы подбодрить. Раздали где-то 30. Когда началась война, стали отправлять туда с одеждой и продуктами, — вспоминает волонтер 50-летний Андрей Боечко.
С ювелиром Дмитрием Щербаковым создал орден "Народный герой Украины". Его получили 146 бойцов и волонтеров.
- После Иловайска в госпиталях было много раненых. Я взял два килограмма серебра: поднос, ложки. Дима сделал подвески. Около 30 отнесли в больницу на Щорса в Киеве. В одной палате лежали четверо раненых. Двое без ног. Один поблагодарил за оберег и сказал, что для него это как награда. Попросил узнать, когда дадут орден. Еще до Иловайска сделали представление. Тогда мы и решили из оберега сделать народный орден.
Наш трезубец повесили на узнаваемую колодку Звезда Героя. Знакомые геральдисты поддержали. Есть два варианта: для гражданских с сине-желтой колодкой и для военных — с красно-черной. Написали устав. Главное — найти, кого награждать.
Кто выбирает героев?
- В соцсетях попросили людей назвать фамилии достойных бойцов и волонтеров. За два месяца имели болше двух тысяч. Выбрали 20 — тех, кого чаще всего упоминали. Вошли в наградной совет. Сам не имею права голоса. Первым стал Жора Тука (волонтер, в настоящий момент губернатор Луганщины — "ГПУ"). Также журналист Юра Бутусов, Амина Окуева из чеченского батальона, киборги, волонтеры. Из них больше всего голосов имел Леша Мочанов. Из тех, кто воевал, — Ярош. Его назвали 180 человек из двух тысяч. Это было в январе.
Первыми 4 июня наградили 22 человека. Из них 10 — посмертно. Бутусов отказался. Сказал, что найдет бойца, который получит орден. Им стал погибший спецназовец — тоже Юрий Бутусов. Были знакомы. Наградили посмертно командира чеченского батальона Ису Мунаева. Реакция людей — позитивная. Первое награждение провели в Софии Киевской. О каждом рассказывали побратимы.
Потом были вручения во многих городах Украины. Последнее — на Чонгаре. До сих пор не имею ни одной претензии к награжденным. Все — заслужили. Первая реакция: "Я знаю того, кто больше заслуживает". Командиры отказываются. Хороший командир всегда хочет, чтобы сначала наградили бойцов. Например, водителей. Это наибольшие герои этой войны. Ежедневно мотались под обстрелами в Донецкий ¬аэропорт. Много погибли.
Киборг Паша Веддмидь тоже отказывался. Но бойцы настаивали. Писали: "Спит с нами в палатке, не накажет без дела, не пьет, веселый, всегда идет с нами в атаку". Мы показали Паше эти письма.
Но есть государственные награды.
- Войну прошли 250–300 тысяч человек. Государство наградило 8 тысяч. Большинство — посмертно. Есть негласное решение не награждать добровольцев. Руслан Корнутич из "Айдара", преподаватель столичного университета, получил шесть ранений и четыре контузии. Инвалид 1-й группы. Не давали даже статус участника АТО. А мы наградили.
За какие поступки можно получить орден?
- Его имеют многие те, кто в Иловайске и Дебальцево прикрывал отступление товарищей, а сами погибали. Экипаж Абрамовича (24-летний танкист житомирец Артем Абрамович — "ГПУ") пошел на таран в российский танк, потому что у них заклинило башню. Не выжили. В Житомире наградили троих спецназовцев, которые воевали еще в Ираке. Пацаны впервые получили награду в заполненном людьми зале, а не в землянке. Киборг подполковник Вячеслав Изотов плакал, когда получил наш орден. Имеет 12 государственных наград. В Одессе наградили Вадика Довгорукого. Не имеет ног и руки. При отступлении его забыли. Четверо суток полз по снегу к своим. Не сдался в плен. В настоящий момент у нас есть тысяча представлений на награду. Анализируем их.
Как реагирует государство?
- Звонили из Минобороны: "Что вы себе позволяете? Какое имеете право?" А я: "Если могу возить военным одежду и продукты, так почему не могу награждать?" Я ничего не прошу. Мы не создаем общественную организацию, потому что основатель ордена — народ. Наградим неугодных — завтра придут и свяжут мне руки. Заберут печать и будут искать, от кого я получил лишние три копейки на счет. А так присылают серебро, я делаю ордена и публикую на "Фейсбук" отчеты.
Кто приносит серебро?
- Вчера мама депутата Сергея Высоцкого принесла две серебряные ложки. Есть монеты, крестики, сережки, кольца. Это намоленые вещь, как правило, бедных людей. Нина Кравченко, вице-президент премии "Женщина третьего тысячелетия", жила в Японии. Прислала статуэтку серебряного дракона. Решили продать на аукционе. За те деньги купим больше серебра. А вот медаль за второе место на чемпионате Европы боксер Вячеслав Узелков настоял переплавить. Чтобы в каждом ордене была частица его силы. Известный научный работник принес монету — серебряник Владимира Великого. Их 12 в мире. На ней в первый раз был трезубец. В ордене должен быть дух и сила народа. Добавляем монеты Нацбанка и банковскую карточку с тысячей гривен. На каждом выгравирован номер. Подделать невозможно.
Что нужно изменить в государственной системе награждения?
- В Польше дважды меняли все ордена. "За мужество" и "Богдана Хмельницкого" вручили больше миллиона. А за АТО — восемь тысяч. Такие получали ветераны Второй мировой за последние 10–15 лет. Половина генералов Генштаба носят ордена "За мужество", хоть не воевали. Мы предложили орден "За жертву крови" для раненых. Как американское "Пурпуровое сердце" — за ранение на войне. Не упал где-то пьяный, а получил пулю.
Комментарии