Ексклюзивы
вторник, 30 апреля 2013 09:04

Изношены почти 80 процентов дорог

За 20 лет была куча программ развития инфраструктуры, но ни одну из них не реализовали. Их принимают под конкретных олигархов, которые выполняют работы в несколько раз дороже от рыночной цены. Разворовывается больше, чем строится. Олигархам все равно, потому что многие из них живут за рубежом и не пользуются украинской инфраструктурой, — говорит руководитель правозащитного движения "Взаимопомощь" Виктор Медведь, 28 лет.

Состояние жилищного фонда

В Украине не хватает жилья. В соответствии с санитарными нормами, на одного человека должно быть 21 квадратный метр общей площади и дополнительно 10 — на семью. То есть семья из четырех человек должна жить на 84 квадратных метрах.

Срок эксплуатации жилищного фонда — 100 лет, с сервисом и обслуживанием. Ежегодно 1 процент фонда изнашивается, его считают аварийным. В наибольший расцвет строительства в 2008-м строили до 8 миллионов квадратных метров. Это на 200 тысяч меньше, чем ежегодно выходит из потребления. С началом кризиса жилищный фонд уменьшается на 2 миллиона квадратных метров ежегодно.

У большинства украинцев нет средств на строительство жилья. В прошлом году на льготное кредитование выделили 1 миллиард гривен. Этого может хватить на 30 тысяч семей. По какому критерию и кому выдавать квартиры? К тому же часто людей просто обманывают. Они вкладывают деньги в строительство, а квартиры сдают не вовремя или вообще не строят.

Канализация, обеспечение теплом, газом, водой

Трубопровод служит 20 лет. В 2005-м коммуникации дошли до критической черты. 99 процентов их изношены. Нет плановой замены, а только латание дыр. Прорвало — часть трубы сделали, а через месяц прорывает рядом. Одно дело раз заменить всю трубу. Другое — раскапывать несколько раз асфальт и латать ее частями. Больше затрат идет на дорожные работы, чем на трубу.

Мы стоим на грани инфраструктурной катастрофы. В любой момент где-то может выйти из строя канализационный канал. Если его прорвет в столице, то три миллиона киевлян не смогут сходить в туалет. Стоки попадут в грунтовые воды и Днепр. Несколько лет назад из-за аварии на трубопроводе весь Алчевск остался без тепла. Если авария случится зимой одновременно в нескольких местах, разорвет всю систему, трубы замерзнут. Возобновить их работу будет нереально. Коммунальные службы не будут успевать ремонтировать одни, как будут прорывать другие. Люди останутся без отопления на несколько месяцев. В домах трубы проходят и по крышам. Если они лопнут, квартиры затопит.

Нужна государственная программа замены старого жилищного фонда на новые здания с подведением современных коммуникаций. Так можно решить две проблемы одновременно — жилья и коммуникаций. Также это активизирует экономику. Массовый запуск строительных объектов тянет за собой рост производства стройматериалов, дает рабочие места. За одну гривню, вложенную в строительство, получают 5 гривен валового дохода. На Евро-2012 выделили около 100 миллиардов государственных и частных денег. Если бы такую сумму вкладывать в развитие инфраструктуры, то за 10 лет ее можно было бы полностью заменить по всей стране. Параллельно решили бы и проблему энергоэффективности.

Дороги

Почти 85 процентов дорог сегодня изношены. Ежегодно получаем только 5 процентов новых. Такими темпами к 2017-му с дорогами будет такая же ситуация, как с жилищным фондом.

Нужно ставить контрольно-пропускные пункты, чтобы перегруженный транспорт меньше ездил по городским дорогам. Ввести сбор с крупногабаритных фур и самосвалов. Если кто-то использует дорогу для бизнеса, а не передвижения, то должен платить за это. Так можно отремонтировать все дороги за пять лет.

Транспорт

Железнодорожные пути вроде бы эффективно работают и деньги зарабатывают, но из-за непрозрачных расходов средства разворовывают. Они не идут на ремонт вагонного состава. Поэтому на 80 процентов он изношен. То же с авиацией. После банкротства "Аэросвита" около 250 пилотов потеряли работу. Им не выплатили зарплату за несколько месяцев, поэтому они едут работать в Россию или Европу. Строили аэропорты к Евро-2012, вкладывали деньги в терминалы, а летать некому.

Медицинская инфраструктура

Медицинская реформа направлена на приватизацию больниц. Поликлиники закрывают, потому что их доводят до банкротства. Из-за этого возникает искусственный спрос, ведь количество больных не уменьшается. Закрытые медицинские заведения покупают за 200-300 тысяч гривен, тогда как пострить новое стоит до 30 миллионов. Дальше создают частные больницы, где услуги в несколько раз дороже. Сегодня так выглядит стоматология. Государственных клиник почти нет.

Что делать

Никакие государственные программы не будут работать, пока во власти процветает коррупция. Вся информация о выплатах из бюджета должна быть публичной, тендерные процедуры — прозрачными. А стражам порядка нужно следить за этим, а не вступать в коррупционную цепочку. Население должно знать о реальной ситуации в стране. Чем более осведомлены граждане, тем сильнее давление на власть.

Сейчас вы читаете новость «Изношены почти 80 процентов дорог». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

15

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть