- Еще и месяца не проучился в школе, а уже не хочет туда идти. Ежедневно проблемы с одноклассниками, - говорит киевлянка 36-летняя Екатерина Спивак. Летом с семьей переехала из Харьковского района столицы на Оболонь. Сына-пятиклассника Игоря перевела в другую школу.
- Сын - крупнее сверстников. Его обзывали толстым, заваливали на пол и вытирали об него обувь. Он несколько раз пожаловался классному руководителю, а школьники это приняли за слабость. Стали еще больше смеяться, - рассказывает женщина.
После недели травли она поговорила с родителями одноклассников, которые оскорбляют сына.
- Сказали: "Это мальчишки, пусть сами разбираются". Но когда Игорь во время конфликта разбил губу одному из учеников, его мама побежала жаловаться к директору. После этого тот парень перестал цепляться к моему. Издевательства прекратились.
В каждой школе в Украине случаются конфликты между учениками. 89% украинских школьников в течение последних семи лет подвергались издевательства травли одноклассников. Такие данные приводит "Юнисеф-Украина" - организация при ООН по защите прав детей.
- Обычно травля начинается после первых месяцев обучения - когда все раззнакомятся и освоятся. В основном жертвами становятся дети, которые чем-то отличаются от основной массы. Например, имеют рыжие волосы, намного выше или ниже ростом. Если ученик еще и скромный или его критикует учитель на уроке, такого гарантированно будут оскорблять, - говорит школьный психолог Елена Миронова, 49 лет. - Также привлекают плохое отношение дети, которые болезненно воспринимают критику - нервничают, реагируют на каждый взгляд. Объектом травли и насмешек нередко становятся ученики, которых родители без меры хвалят. Такие убеждены в собственном превосходстве над другими, своим поведением вызывают конфликты. Среди ребят часто возникают драки. Сильные нападают на слабых. Или слабее физически подсознательно провоцируют других, чтобы самоутвердиться. Девочки объединяются не дружить с одноклассницей, объединяются против нее.
Больше всего травли - в классах, где учатся дети из семей подобного материального или социального статуса. Как только в таком коллективе появляется кто-то не такой, начинают смеяться над ним, издваться и бить.
- Как в конце 1990-х, так и сейчас могут насмехаться над детьми, которые говорят на украинском. Знаю о таких случаях в киевской, полтавской, черкасской, черниговской, днипровских школах. В классе, где максимально разные ученики насмешек и унижений меньше. Редко такое случается в коллективах детей из обеспеченных семей. Такие школьники часто бывают за границей, на различных культурных мероприятиях, поэтому у них более широкий кругозор. Не будут насмехаться над ребенком только потому, что он отличается от них.
Чтобы помочь избежать издевательств над ребенком, нужно установить с ним доверительное общение. Он не должен бояться рассказывать о своих проблемах в школе.
- Это нужно родителям для понимания ситуации, а не для того, чтобы решать конфликты с классом ребенка. Никогда не оценивайте его одноклассников, не оскорбляйте их словесно. Также не стоит разбрасываться советами: "Обозвали тебя, ты обзови", "Побей там всех" и другие. Решение должен принимать сам школьник. Даже если оно ошибочное.
Гораздо более действенный способ помочь - развить в ребенке самоиронию, сообразительность и внимательность к деталям. Тогда не будет таким уязвимым к оскорблениям или насмешкам. Если у вас сын, его не следует поощрять драться. Но если в нужной ситуации даст отпор пинками - упростит себе жизнь. Потому что ребята лучше понимают язык силы. С девочками сложнее. Победит та, которая имеет большую выдержку, умеет игнорировать обидчиков.
Чем быстрее дети противодействуют травле в школе, тем успешнее становятся во взрослой жизни. Избегают комплекса неполноценности. Не теряют усилий, чтобы доказать что-то себе и другим.
Травлю ребенка в классе не преодолеть только его воспитанием. Следует взаимодействовать с родителями учеников, которые оскорбляют других, смеются, дерутся или плохо себя ведут.
- Действовать надо решительно. Обычно в классе таких двое-трое. Сначала можно позвонить и поговорить с родителями обидчика о проблеме. Если не помогло, встретиться лицом к лицу. Затем инициировать отчисление ребенка из класса.
В школе должны работать профессиональные психологи
- Каждый учитель с опытом в течение 3-5 уроков может определить, кто из учеников класса склонен к травле одноклассников, а кто - объект обид. Как с первыми, так и со вторыми должны заниматься профессиональные психологи. К сожалению, в наших школах не распространена такая практика. И психологами обычно работают молодые специалисты. Не могут повлиять на конфликтных учеников, - говорит учитель математики из Киева Виктор Крищенко, 51 год. - Дети, которые склонны угнетать других, рискуют вырасти преступниками или деспотами. У затравленных могут развиться психические расстройства. Если вовремя не помочь таким ученикам, у нас будет психически больное общество.
Комментарии