- Надо поставить памятник верх ногами Путину. В прошлом году туристов было очень мало. Кто же поедет в прифронтовую зону? Сегодня почти вдвое увеличился поток посетителей, - говорит 59-летний Виктор Гавриленко, директор биосферного заповедника "Аскания-Нова". Встречает на зеленой "Ниве" на автостанции поселка городского типа Аскания-Нова Чаплинского района Херсонской области. – Европейские туристы не очень едут, потому что нет сервиса. Рассказывайте сколько угодно, что мы – европейцы, а посмотрят на разбитые дороги – и все.
Виктор Семенович ведет через зоопарк, где можно посмотреть животных и птиц из заповедника. Слышно чирикание, зовет оленей.
Были желающие из власти поохотиться на редких животных?
- В 1990-х вели серьезную борьбу с браконьерством. Мне угрожали, приходилось ходить с двумя пистолетами.
В 2007-ом выехал на границу с Каховским районом. Стоят охотники через каждых 200 метров. Устроились возле таблички "Здесь начинается заповедник". Из крутой машины вышел мужчина. Говорит, приехали два депутата и шесть областных руководителей. Закончился разговор так: "Мне говорили, что вы скверный человек, но не думал, что аж настолько". И поехали. А потом звонок: к вам едет проверка Счетной палаты. Искали какую-то зацепку два месяца, но ничего не нашли. Как только кому-то наступаешь на пяту - сразу проверка. Это менталитет тех, кто дорвался до власти. Я не отступаю. Хотя и степь жгли, и квартиру.
Руководители государства бывали в "Аскании"?
- Приезжали два президента - Виктор Ющенко и Леонид Кучма. И два премьера: Павел Лазаренко и Валерий Пустовойтенко. Я очень боялся, чтобы не приехал Янукович, а вслед - еще какие-то господа.
Лазаренко был 22 октября 1996-го. Запомнил эту дату - у нас была максимальная по тем временам численность серого журавля, который собрался здесь перед отлетом в Африку - 42 тысячи. С Павлом Ивановичем выехали, был вечер. Солнце красными лучами бьет, а перед нами поднимаются тучи журавлей и садятся за нами. Сделалась над нами такая черная крыша. Проехали, он молчит. Вышел из машины, пожал руку и сказал: если бы знал, что там такое, не поехал бы.
Доезжаем к въезду в заповедник. В загонах пасутся табуны животных. Степь цветет. Сотни бабочек поднимаются из трав. Антилопы канны стоят у ворот, не дают открыть их. Такие были в президентской резиденции Виктора Януковича "Межигорье".
- Двух самок канны, которых потом видели в "Межигорье", у нас купили законно. Хоть те люди и не говорили, для кого. Я позже узнал, что они в резиденции - когда приехали оттуда узнать, как раздоить антилопу. Мы отправили им своего специалиста, которая уже была на пенсии.
- Они меня знают, облизываются неспроста, - антилопы канны идут на голос Виктора Семеновича. Кормим их хлебом. - О, антилопы гну бегают, а вон зебры. Так, а где малыш? Вон маленький гоняет. Ах ты шустренький какой. Это ж надо - три дня и такая скорость, - директор пытается сфотографировать детеныша зебры, чтобы определить его пол.
Вы - уроженец Запорожской области, учились в Днепропетровске. Как оказались в Молдове?
- После университета меня пригласили в заповедник "Кодры". Там была прекрасная база. Царскую охоту не устраивали. 12 лет мы жили в лесу. Сына возил в школу за 15 километров. Поэтому впоследствии пришлось думать, как быть дальше.
Переехали в Украину?
- Отец был очень болен. Пришла телеграмма, когда его прооперировали. Врачи сказали, что будет жить несколько недель. Я остался. Отец говорит: "Сынок, вот было бы хорошо, если бы тебя перебросили в "Асканию". Я ему не сказал, что уже подал свою кандидатуру на конкурс в заповедник. Желающих было много, и я сомневался, что пройду. Отец умер за две недели до того, как меня взяли.
Если бы сейчас пришлось выбирать, куда поехали бы?
- Мне предлагали работу голландцы. Но я вернулся в Украину, чтобы заниматься наукой здесь. "Аскания-Нова" - это знаковое место. Что будет, если все отсюда выедем? Есть такие сотрудники, которые бегают туда-сюда. Я обратно на работу не беру. Ценю тех, кто был с нами в тяжелые времена.
На озере плавают утки, лебеди.
- Черных лебедей давно не было, а это появились, - говорит. Лебеди подплывают ближе. Двое взрослых с десятком птенцов, еще в пухе.
Чем увлекаетесь?
- На гитаре играл. Сын подарил классную испанскую.
Что в вашей жизни изменилось с тех пор, как приехали сюда?
- Здесь привык спать в тишине. В "Кодрах" совы кричали непрерывно.
У меня ненормированный рабочий день. Встаю в пять утра, прихожу в 23.00 домой. Природа не живет по 8-часовому ритму. Живу в 2-комнатной квартире на четвертом этаже. Шучу: хорошо, что камни не долетают. Потому что всякое было.
Против вас периодически появляется "чернуха" в интернете. Как справляетесь?
- У меня нет депрессии. Возле животных получаю колоссальную разрядку.
Как повлиял на заповедник захват Крыма?
- Когда захватывали Хуторянскую дамбу, я неподалеку вел экспедицию. Мы ехали от села Новониколаевка. Навстречу машина, загруженная тюками с сеном. Ребята везли на продажу в Крым. А там уже дамбу россияне захватили, эти и развернулись. Начали мне мигать светом.
Я доехал туда. Насосная станция Красноперекопского завода стоит на херсонской стороне. В 250 метрах на дамбе лежат два гранатометчика, целятся в нашу сторону. Говорю коллеге - давай отъедем подальше, потому что здесь достанут.
Губернатором Херсонщины был Юрий Одарченко. Звоню в приемную, прошу, чтобы соединили с ним. Секретарь отвечает - председатель на совещании. Говорю, дословно записывайте: я в Новотроицком районе на границе с Крымом, идет захват Хуторянской дамбы российскими войсками. Она испугалась: ой, здесь военком. Он деловой такой, берет трубочку: "Слушаю, что там у вас творится?". Рассказываю. Он: "Это наши маневрируют в Каланчакском районе". Говорю, Каланчакский - за 100 километров.
3 марта захватили все дамбы.
Вы - профессиональный орнитолог. Птицы нравятся?
- Надо знать и растения, и животных. Три дня тому назад встретил медведицу-госпожу. Это - ночная бабочка, занесенная в Красную книгу Украины, до сих пор значилась только по устью Днепра.
На позапрошлой неделе был на островах под селом Новодмитровка. Ночевал в палатке в колонии птиц. Просидел весь вечер и утро. Когда изучал гнездование осоеда в "Кодрах", 43 дня отслеживал жизнь птиц. Затемно влезал на дерево, а в темноте слезал.
Жена к работе не ревнует?
- Нина окончила институт с красным дипломом. Могла поехать в институт биофизики под Москвой, а поехала со мной в лес. Работала старшим лаборантом. Когда директор сказал, что зарплата - 82 рубля, у нее покатилась слеза. Но сейчас говорит, что счастлива. Защитила кандидатскую на кодрицком материале.
Она понимает и поддерживает меня. Жизнь сложилась так, что мы друг другу не надоедаем. Я с радостью бегу домой и знаю, что она ждет. Не ругаемся, не расходимся во взглядах. Знаю, что делать, если проштрафился.
Куда ездите на отдых?
- Много отпусков накопилось. Последний раз поехали с семьей в 2012 году. Когда мне звонят, что от молнии степь загорелась. Я минут 10 бегал по номеру, кричал, чтобы дали такси в Херсонскую область.
О чем мечтаете?
- Хочется, чтобы в стране была определенность. В "Аскании" планируем сделать музей природы Таврии.
А в личном?
- О внуках не говорим, надо сына сначала женить. Но надеемся.
48 000 гривен стоит зебра из заповедника "Аскания-Нова". Сайгак - 10 тыс. грн.
- С августа начнем продавать птиц. Со второй половины сентября - копытных, - говорит Виктор Гавриленко. - Покупают преимущественно частные зоопарки. Имеем более 30 ручных сайгаков. Мы - единственные в мире, кто их разводит. В прошлом году продали более ста куланов - по 6 тысяч гривен.
33 000 гектаров - площадь заповедника "Аскания-Нова". В нем три объекта - зоопарк, дендропарк и заповедная степь. Это - одно из семи естественных чудес Украины, принадлежит к сотне самых известных заповедных территорий планеты. Здесь живут более 800 голов диких копытных. Для них ежегодно заготовляют 700 т сена, закупают 230 т концентрированных и 200 т сочных кормов.
Дома не держит животных
Виктор Гавриленко родился в селе Шевченково Бердянского района Запорожской области. По образованию - биолог.
Работал в лесном заповеднике "Кодры" в Молдове. В 1990-ом переехал в Украину. Живет в поселке Аскания-Нова в Чаплинском районе на Херсонщине.
Написал более 200 научных статей. Говорит по-украински, знает молдавский и немецкий. Увлекается фотографией. Имел несколько персональных выставок.
- Фотографирую с 1970-х. Сначала у меня был фотоаппарат "Зенит". Сейчас "Никон". Это самая дорогая вещь у нас дома, - рассказывает Виктор Семенович.
Жена 58-летняя Нина Александровна - тоже биолог. Сын Евгений, 36 лет, - филолог.
Дома животных не держат.
Комментарии