Первый пешеходный туристический маршрут для незрячих и людей с изъянами зрения открыли в столице. Пролегает в парках: Крещатом, возле Арки дружбы народов, на Владимирской горке, Пейзажной аллее, Вечной Славы и Пешеходному мосту до Труханового острова. Установили там информационные таблички шрифтом Брайля с описанием пейзажей на Днепр и город. Тексты создали писатели Любко Дереш, Галина Ткачук, Екатерина Бабкина и другие.
Утром 11 сентября с незрячими киевлянами 56-летним Богданом Кунтым и его женой Наталией Волошко, 45 лет, идем к созданному в середине ХІХ в. парку Владимирская горка. Богдан Степанович имел плохое зрение с рождения, со временем потерял полностью. Он невысокий, в джинсовом костюме. Несет черную барсетку и белую палочку. Наталья Витальевна — брюнетка, в черных очках. Зрение потеряла 28-летней из-за несчастного случая.
— Мы полноценные люди, просто у нас есть дополнительные потребности. Но в городе об этом не думают. Работы нет. При СССР все мы были членами общества слепых. Организация тогда имела большое количество производственных цехов — собирали розетки, приборы. Сейчас все помещения сдают в аренду, люди сидят по домам, — говорит Богдан Степанович.
Табличка размещена возле беседки. Напоминает стойку с меню на входе в ресторан. Размером около 30 на 40 см. Прикручена болтами к перилам и гранитной тротуарной плите. Слева — текст шрифтом Брайля, справа — обычное описание, зачем ее установили. Наталью держит под руку сын 19-летний Павел. Тихо рассказывает, что видит вокруг. Богдан стучит палкой перед собой, держится возле меня. Проводит пальцами по табличке.
— Здесь о беседке и влюбленных, — говорит. — Но раз провел — и руки уже грязные. Как ее читать в дождь или снег, никто не думал. Нужно было накрытие сделать.
— Лучше аудиосопровождение установили бы. Сюда затруднительно добраться самому. Как найти эту таблицу? А если приду со зрячим человеком, он мне лучше расскажет, нежели читать, — добавляет Наталья Витальевна.
Вторая табличка — на смотровой площадке возле Арки дружбы народов. Проход к стенду заслоняют столы уличного кафе-наливайки.
— Вы людям проход закрываете, — говорю продавцам.
— А оно шо, мешает вам? — ворчит в ответ бородатый торговец.
— Не заставляйте нас полицию вызывать.
Мужчина видит белые палочки в руках. Молча раздвигает столы и извиняется.
— Вид Днепра с Киевских гор. Дарит ощущение тихого полета над водой и городом. Внизу уютный полуостров и Подол, — читает надпись Наталия.
Назад считаем неудобные для незрячих места от Арки до Европейской площади, откуда начинается дорога. Их восемь — ступеньки, металлические трубы, летние кафе.
— Не беспокоятся о незрячих. Кто этим табличками будет радоваться? Пооткрывали кучу социальных центров. Хвастаются светофорами со звуковыми устройствами, вокзалами с службами сопровождения незрячих пассажиров. При этом машины разъезжают по тротуарам, паркуются там, — говорит Богдан Степанович.
Я встретился бы с мэром, пусть поговорил бы с нами о проблемах. Не с руководством общества слепых, а с рядовыми членами. Потому что эта организация ничем не помогает. Там есть люди, которые хотят что-то делать, но не всегда и не везде. Никто не выдает специальные приборы с озвучкой. Навигаторы, диктофоны — все покупаем за свой счет. Уже не говорю о кухонных весах или чашках с опцией, которая сообщает, когда полная. Льгот за свет, газ не имеем. А в Луцке или Львове они есть.
— Помогают только христианские организации, общественные, волонтеры, — добавляет Наталия Витальевна. — Проводят курсы ориентирования, по работе с компьютерами.
55 000 людей с изъянами зрения живут в Украине, по приблизительным подсчетам главного офтальмолога страны Сергея Рыкова. Более 10 тыс. — дети.













Комментарии