25 мая в Киеве в Михайловском соборе попрощались с 32-летним Вячеславом Куцмаем. Разведчик 24-й механизированной бригады им. Короля Даниила с позывным "Цинк" погиб на Донбассе 21 мая.
В 10:00 на площади у собора собираются почти 100 человек. Среди них боевые побратимы, родные.
Траурная процессия смешивается с футбольными фанатами - посреди площади стоит звезда Лиги чемпионов. Около нее фотографируются иностранцы. Наблюдают за прощанием. Один из них на ломаном английском спрашивает у военного: "Вы хороните героя?" Все кивают в ответ.
Вячеслав Куцмай - киевлянин, учился на юридическом факультете Национального экономического университета. Неженат, остались родители и брат. Увлекался беспилотниками и программированием.
В 2014-ом пошел на службу в батальон Национальной гвардии "Донбасс". Воевал за Иловайск, попал в плен. Его освободили в декабре того же года.
В октябре 2016-го перешел в 58-ую бригаду. Впоследствии - в разведку 72-й бригады. После вывода ее с фронта перевелся в "королевскую" пехоту.
Погиб от осколка мины 21 мая в пять утра. Его подразделение вышло на перехват вражеской диверсионно-разведывательной группы возле поселка Южное близ оккупированной Горловки Донецкой области. В тот день в бою не стало также 31-летнего Андрея Маслова - командира противодиверсионной группы
- Я был участником этой операции, - говорит командир погибшего с позывным "Испанец". - Состоялось боевое столкновение с диверсантами. У нас были 200-ые и 300-ые (погибшие и раненные. - ГПУ). Группа вынуждена была отходить. "Цинк" работал в прикрытии. Дал возможность выйти основной группе, вынести раненых. Их было четверо. На прощание смог приехать лишь один. Остальные лежат в госпиталях.
Я не хотел брать "Цинка" на операцию. Но он просился: "Я что, особенный? Не такой, как все? Хочу быть со своими побратимами". В прошлом году в Авдеевке Слава получил ранение руки, она больше не сгибалась.
Похоронная процессия отправляется на Лукьяновское военное кладбище.
Здесь хоронят воинов со времен Российской империи. Процессия идет по центральной аллее. С обеих сторон - памятники с фамилиями людей, которые воевали во время Второй мировой, в Афганистане.
Аллея Героев русско-украинской войны занимает дальний сектор. Здесь - приблизительно 30 захоронений.
Слева от гроба стоит боец, который ходил на спецоперацию с "Цинком", - единственный из раненых, кто смог приехать. Руки у него в ссадинах, заклеены пластырем. Всю панихиду плачет.
- Я был там, с ним. Не хочу говорить, - всхлипывает. На середине похорон медленно идет к выходу.
- Хороним людей, которые должны были бы стать новой основой государства, за которое боремся, - говорит боец 58-й бригады с позывным "Канада". Имя не называет. С Вячеславом Куцмаем служил в батальоне "Донбасс".
- Я тебя больше никогда не увижу, - говорит мать погибшего перед тем, как закрыли гроб.
Звучит гимн Украины. Почетный караул выстреливает залпами. Гроб опускают в землю. Его быстро засыпают. У могилы остается молодая женщина.
- В июле 2017-го "Цинка" привезли в центральный госпиталь. Общались с ним ежедневно. После того ранения обещал, что не вернется на передовую, - рассказывает волонтерка Марина, 30 лет. Фамилию не называет. - Он был большой и упрямый двухметровый ребенок. Все время улыбался, никогда не говорил о плохом. Был правильный, хоть отбавляй. Имел принципы. Выздоровел - опять подписал контракт. Должен был пройти три реабилитации, но все время отказывался. Договорились, что 15 мая приедет на лечение. Но в начале апреля убили их командира "Мая". После этого передумал лечиться. Говорил, что после Иловайска, плена и ранений ничего не боится.
Комментарии