- Первый Новый год на передовой дался трудно. Не мог дозвониться домой. Далеко за час ночи услышал голоса родных. Плакал. Очень люблю дочерей. Имеем троих, - говорит боец 34-го батальона Вооруженных сил 37-летний Геннадий "Зеленый" Вегера.
- Жена сожгла паспорт, чтобы не шел воевать, - продолжает. - Едва вырвал военный билет. Через друзей возобновил документ и поехал на войну. Смотреть, как погибают ребята, не было сил.
Родился в селе Куриловка Волочиского района Хмельницкой области. Закончил училище в Полтаве. Два года служил в 3-ем полку спецназначения в Крыму. Следующие шесть - в спецподразделении военизированной охраны. С 2014-го воюет на Донбассе.
- Не хотели брать в армию из-за здоровья. В мае 2014-го поехал в Кировоградскую область. Записался в добровольческий батальон "Батьківщина". Был почти сформирован. Поэтому взяли в подразделение обеспечения. Лишних рук на передовой не бывает. На полигоне был банщиком. В середине июля попали в АТО недалеко от Константиновки. Через три дня комбат Дмитрий Красильников спросил, кто хочет на передовую. Согласился. Через несколько дней мы были на блокпосту №3 - шахта Южная поблизости Горловки.
Помните первые шаги там?
- Чуть не стали смертельными. Заступили на позиции. Там - равнина. Начали окапываться, чтобы было куда спрятаться в случае обстрелов. Людей мало, копали много. Периодически менялся с побратимом.
Развернули к Горловке большой армейский бинокль. Копая, увидел, как метрах в 300 подъехала машина. Вышли трое с автоматами и побежали к нам. Думал, наши. Крикнул: "Повязки оденьте, потому что еще свои пристрелят". Мы носили белые. Те переглянулись - и дальше бежать. Посмотрел в бинокль, а они в русской форме. Побежал к автомату, который лежал на бруствере. Как схватил его, зацепился за камень. Начал падать в окоп. И здесь россияне выпустили пулю. Прошлась по роскошному казацкому чубу, который отрастил. Если бы не споткнулся, лежал бы с пробитой головой.
Мы начали отстреливаться. Этих троих убили. Ребята на ЗУ- 23 (зенитная установка. - ГПУ) уничтожили отъезжающий автомобиль.
Этот бой не заставил жалеть, что пошел воевать?
- Эмоции были разные. Потом мы ликвидировали минометную батарею россиян. Это закалило к дальнейшей борьбе. Нас постоянно обстреливали из "васильков" (кассетный миномет. - ГПУ). Работал их танк. Мы называли его "белым тигром", потому что был неуловим. Постоянно пытались достать "артой". В конечном итоге удалось. Начали гатить по нас. Выпустили 60 мин. Видел, откуда бьют - 500 метров от нас. Передал координаты артиллеристам. Навели Д- 30 (122 мм гаубица. - ГПУ) точно на вражеский миномет. Разнесли вдребезги их расчет, два "шишарика" (грузовик советского производства. - ГПУ) и само оружие, когда из него еще вылетали мины. Успел увидеть выплеск пламени, а потом все растворилось в огне. От радости так прыгал, что вырвал бинокль из земли.
Положительных моментов было немало?
- Как и отрицательных. 1 сентября младшая пошла в первый класс. У меня был безумный бой. После боя набрал ее, взяла телефон и мы вместе провели полтора часа на линейке. Слушал выступления детей и плакал. Стало жаль, что я на войне, а мой ребенок сам без отца.
Какой был 2015 год?
- Спокойный. В марте прикомандировали к 128-й бригаде в Краматорск. Охранял штаб. Осматривали территорию в радиусе 5 километров. Периодически находил тайники боевиков, минные заграждения. Учил бойцов разведывательному делу. Через три месяца перебросили на Луганское направление. О тех заданиях пока говорить не буду. Вернулся в Краматорск, там встречал Новый 2016 год. Опять было грустно. Нам привозили раненых, семья далеко. Однако каждый понимал, что это - война.
Вскоре во время боев на Луганском направлении получил тяжелое ранение ног. Перевезли в Харьковский военный госпиталь.
Жена не просила оставить службу?
- Наверное, смирилась. Сегодня звонила утром взволнованная. Приснилось, что я погиб. Во сне начала плакать. Дети разбудили. Гордятся отцом. Всем обо мне рассказывают.
Подлечился, стал на ноги и начал служить в подразделении охраны. Сопровождал военных медиков в АТО. В конце осени в прошлом году вернулся на передовую. Там встретил 2017-й. Не имею права сказать, где. Хорошо, что остался жив.
В мае приехал в свой 34-й батальон. Радости не было пределов. Многие бойцы незнакомы, но это - мой батальон. С ним зашли весной в район Донецкого аэропорта.
Как встречали боевики?
- Целую ночь гатили из тяжелого оружия. Бригада, которая стояла перед нами, почти совсем не оборудовала позицию. Две недели делали это. В ту ночь всыпали им достаточно, чтобы поняли, чья это земля. Здесь уже - настоящая война, которая была в 2014-2015 годы.
Обстреливали нас все лето и осень. Но ко всему привыкаешь, кроме смерти побратимов. За годы войны их было много, но особенно больно теперь. Моментами нас расстреливают безоружных. Потому что запрещено давать ответ.
Недавно пошли ставить противотанковые мины. В одной группе - "Киргиз" и "Синица". В другой - я с побратимом. Шли в 10 метрах друг от друга. Нас разделял холм. В высокой траве ребята не увидели мину. Нас защитил холм. Взрывной волной отбросило назад. А ребята погибли на месте. До сих пор это перед глазами.
Много друзей потеряли?
- "Панда" погиб недалеко от меня. Три пулевых в шею. Позвоночник перебит. Голова держалась на каком-то шнурочке. Юрка "Малыш". "Птица" - снайпер попал в голову. Пока всех перечислю, пройдут часы.
Но стараемся держаться. Я потерял телефон, а там все связи были. Поэтому хочу передать приветствие побратиму в 4-й батальон 128-й бригады. Командир РВП. Позывной "Зона". Друг, я жив. Скоро буду отмечать на передовой четвертый Новый год.
Между позициями поцепили флаг Украины
- Имею новогоднюю историю. Как-то я и командир 1-го взвода 3-й роты "Атлас" утром вышли ближе к боевикам, - рассказывает Геннадий "Зеленый" Вегера. - Посредине между нашими и их позициями поцепили флаг Украины. Россияне свирепствовали, долго пытались сбить. Даже хотели подползти, но мы отсекали их.
Комментарии