Вторую неделю в Сумской области не работают 50 из 121 автозаправочной станции. Их владельцы жалуются на давление со стороны налоговой — проверки, замороженные счета. Пять районов области остались без горючего.
— Объехал три заправки в Ромнах — всюду амбарные замки на дверях висят, а над кассой бумажки "Не работаем", — говорит 35-летний Роман Щука. Он работает менеджером по налаживанию мобильной связи. — Плюнул на все и айда в Сумы. Еле дотянул 130 километров до ближайшей заправки. Теперь ежедневно перед работой приходится ехать в областной центр, чтобы залить горючее. Трачу на это 2 часа, но выбора нет. Не наматывать же мне круги по районам, чтобы заправку найти. Да и очереди там машин по 40. В Сумах такого нет, потому что ме стная знать себя никогда не обделит.
Кроме Роменского, наибольший дефицит бензина ощущают Бурынский, Великописаревский, Краснопольский и Липоводолинский районы на Сумщине.
— Нам пришлось аж в Конотоп ехать заправляться. Это в 50 километрах от нас. А до Бурыни всего 10. Для фермеров это же какие затраты большие. Сейчас жатва, а у нас простои комбайнов, потому что нечем заправить. И так та пшеница в этом году погорела. Урожая не будет, еще и на бензин нужно тратиться. Это уже больше недели такие проблемы. Перекупщики канистрами возили бензин. Продавали 95-й по 10 гривен за литр, хотя он 7,50 стоит. А мне пришлось солярку с рук покупать по 8 гривен. Хотя она по 6 на заправке, — говорит фермер 45-летний Михаил Клевако из села Воскресенка Бурынского района.
— Сегодня вперве за все лето не вышел на жатву, — рассказывает краснопольский комбайнер 57-летний Иван Семенович. Фамилию и село просит не называть, чтобы с работы не выгнали. — Председатель просил не разбазаривать, что у нас простой. Ему с области звонили. Приказали экономить. А что экономить? Вчера бензин кружками меряли, чтобы на всю бригаду хватило. Две канистры на все село осталось. Бережем их, как зеницу ока, а то такая жара, вдруг кого в больницу везти.
Перекупщики продавали 95-й по 10 гривен за литр
Урожай в селе остался несобранный.
— На таком солнце через несколько дней ему жаба сиську даст, — добавляет Иван Семенович. — Посохнет все, погорит.
— Бензиновый кризис — это натуральный саботаж, — считает глава налоговой администрации Сумской области Ирина Зленко. — Предприниматели пытаются давить на следствие, шантажировать. Говорят, не начнут работу, пока все уголовные дела против них не закроем.
За прошлый год через теневые схемы с налогами владельцы заправочных станций скрыли от местного бюджета 10 млн грн.
— Но нарушены дела против директоров шести АЗС, — добавляет Ирина Зленко. — Мы проверяем качество их бензина и экономическую обоснованность цен на горючее. А почему не работают остальные 44 заправки — нам неизвестно.
— Это не саботаж, а бойкот, — объясняет водитель автобуса Ромны—Сумы 42-летний Сергей Панасюк. Бензин покупает на заправке "Укртатнефть". Говорит, его качество там хуже, но очереди меньше. — Думаете, бастующим хочется прибыль терять? Просто другого выхода нет. Ни один поставщик не привезет тебе бензин, зная, что уголовное дело висит. Налоговики все счета заморозили. Чем за топливо рассчитываться? Еще Ленин говорил делиться. А они зажали 10 миллионов, а теперь плачут. Вы молитесь, чтобы живыми остаться. А то сейчас такая власть — подожгут пять-шесть заправок, а скажут, что из-за жары сгорели.
Комментарии