В государственном агентстве Укравтодор заявляют, что ремонт требуется 170 тыс. км украинских дорог. 90% из них отработали свой ресурс дважды-трижды. Для этого нужно 450 млрд грн.
- Около 20 процентов дорог нужно ремонтировать немедленно. Остальные - просто в ужасном состоянии, - говорит директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк, 34 года.
Премьер-министр Азаров говорит, что дороги разрушаются от погоды.
- Фактор погоды переоценен. Дороги в Европе выдерживают любые погодные условия несколько лет. Наши дороги давно устарели. Большинство заложены еще при СССР. Для строительства Украина до сих пор использует старые технологии, которые не выдерживают нашу погоду и увеличение нагрузки - количество транспорта ведь растет. Чиновники объясняют, что лучшие дороги слишком дороги для Украины.
Почему их должным образом не ремонтируют?
- На системный капитальный ремонт нет средств. Около 60 процентов годового бюджета Укравтодора идет на обслуживание предыдущих ссуд. Например, на строительство и модернизацию дорог для Евро-2012 одалживали деньги у Мирового банка. Их частично направили и на строительство крупнейшего украинского транспортного коридора Киев - Чоп. Это не наихудшая дорога, но она уже частично разбита.
В Украине дороги не ремонтируют, а чинят ямы. Это выбрасывание денег на ветер, потому что после каждой зимы надо чинить опять. Однако и на ямы Укравтодору нужно около 2 миллиардов гривен. А есть всего полмиллиарда. Ситуация с финансированием непонятная. Дороги местного значения финансируются из местных бюджетов. Их состояние еще хуже, чем государственных.
На какие налоги содержат дороги?
- Основной источник - акцизный сбор, включенный в стоимость горючего. Когда мы покупаем бензин, какая-то часть денег идет на содержание дорог. Но чиновники никогда не озвучивали общую сумму этих поступлений.
Речь может идти о 20 миллиардах гривен акцизных поступлений, подсчитали журналисты. Сумма довольно большая. Почему же дороги такие плохие?
- В этой сфере значительные злоупотребления. На днях генеральный прокурор заявил, что в прошлом году на строительство дорог необоснованно перерасходовали 177 миллионов гривен. Государственные закупки - непрозрачны.
Как изменить ситуацию?
- Надо кардинально менять подход к системе строительства и содержания дорог. Это может быть система платных дорог, за которые будут отвечать частные инвесторы, а не государство. Частному инвестору выгодно, чтобы ездили по его дороге, он будет следить за ее качеством. Такую систему ввели во многих странах Европы. Водители имеют выбор: ехать по скоростной трассе за деньги, или рядом по обычной бесплатной в два ряда. Европейцы из-за кризиса частично отказываются от платных дорог. Потому что качество платной и бесплатной не очень отличаются. Вопрос только в скорости.
В Украине другая ситуация. Большинство дорог опасны. Даже при невысоких зарплатах украинцы часто выбирали бы платные дороги. Так будут экономить на ремонте автомобиля.
Такая система в Украине возможна?
- Есть несколько проектов таких дорог. Один из них - объездная вокруг Киева. Если его реализуют, можно будет понять, готовы ли украинцы к этому. Они будут иметь выбор - ехать через весь город и потерять 3 часа времени или заплатить и объехать вокруг быстрее. Этим проектом интересуются европейские инвесторы. Вопрос только, сможет ли государство обеспечить прозрачный механизм возврата средств.
5
ведер запчастей нашли за зиму Наталия и Олег Павлюченко из города Гнивань на Виннитчине. Возле их двора яма до полуметра в глубину. Этот участок дороги не ремонтировали 20 лет, иногда подсыпали отсевом. Чаще всего находят части бамперов, арок, колпачков, втулок от автомобилей ВАЗ, инструменты из грузовиков. Некоторые находки используют для собственной машины. Остальное сдают на утиль. В прошлом году на вырученные деньги купили электрочайник и отремонтировали микроволновку.
Комментарии