На въезде в город Снежное монументальная надпись: "Славься, шахтеров племя!". Ул. Ленина, 12.00. В одноэтажном кабаке возле старого автовокзала пьют водку из пластиковых стаканчиков.
— Вы с Донецка? — мужчина лет 50 в потертой кожанке заглядывает в глаза. Ему хочется поговорить. — С утра мотаешься, шо собака в поисках кости. Грыжу вырезали, а пенсию оформить не могу — надо сунуть комиссии 4 тысячи. А где возьмешь? Устроился на фабрику без трудовой. Обещали 1200, кинули 800. Проезд по городу подняли — уже 2-3 гривны. А мэру ничего не надо, кроме своего кармана. Работы нет, денег нет — из-за того и спиваются люди.
Снежное расположено в 100 км от Донецка. В советское время здесь жило 100 тыс. людей. Теперь — на треть меньше. Люди выезжают на заработки — преимущественно в Россию.
В центре города невзрачное здание, похожее на супермаркет. Это — ночной клуб "Варна". Вход стоит 50 грн. Вокруг клуба — открытые канализационные колодцы, люки украли на металл.
Новый автовокзал — возле 9-этажек в микрорайоне Черемушки. На входе висит государственный флаг. Внутри темно. В метровых кадках для растений ничего не растет. Автомат с кофе не работает. На двери с надписью "туалет" висит замок. Приклеена бумажка: "Туалет 1,5 грн, обращаться в кассу".
Около городского совета стоят три джипа "тойота" и "ниссан". На третьем этаже — доска почета "Эти люди делом живы". Крайний справа — портрет мэра Александра Доронина.
Седой заместитель городского головы Владимир Кучерявенко похож на психотерапевта Анатолия Кашпировского:
— Выживаем. Было 10 шахт перед развалом СССР. А каждая шахта — это поселок. Предприятие закрылось, и людям некуда деться. Есть до десятка мелких частных шахт. А из больших — "Ударник" и "Заря".
Возле шахты "Ударник" на скамье сидят двое мужчин.
— Работа в городе есть — вот на этой шахте платят 6 тысяч в месяц, — говорит 23-летний Валентин. — Я пошел бы, но нужно переучиваться. Пока родители кормят — неохота.
— А мне мать сказала: "В шахту не пущу", — добавляет 21-летний Дмитрий. — На копанках разбаловались, за день можно 400 гривен заработать. У нас в школе каждый второй работал. У меня и мать, и отец в 1990-х на "дырах" вкалывали. Сейчас немного легче. Отец шахтерскую пенсию имеет, а мать — в "Электрических сетях".
Секретарь горсовета Елена Петрухина, блондинка лет 45, говорит, что в 2000 году закрыли четыре угледобывающих предприятия. Пять тысяч людей потеряли работу.
— Работа в городе есть на предприятиях "Мотор Cич", машзаводе, химмаше, — объясняет она. — И на частных шахтах. Но некоторым лучше в "дыре", потому что там никаких требований: захотел — идешь на работу, не захотел — спишь. Можно пьяным прийти. И живые деньги платят ежедневно.
6000
гривен ежемесячно платят на государственных шахтах в Снежном. Их осталось две. В городе есть: кинотеатр, три супермаркета, ночной клуб, две газеты, роддом, 15 школ, 26 горящих терриконов.
340
человек получают помощь по безработице в Снежном. Годовой бюджет города — 192,1 млн грн. В городе живет 71,2 тыс. человек. 60% из них — пенсионеры. Официальных миллионеров нет. Частные шахты, супермаркеты держат донетчане, киевляне и днепропетровцы.
Комментарии
2