На трассе Киев - Чоп 33-летний Юрий Вощук простоял в 30-километровом заторе 28 часов. Это случилось близ села Дубье в 15 км от города Броды на Львовщине.
Юрий живет в Киеве. Работает коммерческим директором в фирме по продаже строительной техники. Ехал из столицы во Львов по работе на собственном "Форде".
- Не было никаких знаков с неба, как говорят, или предчувствия, - рассказывает. - Обычный день, погода плохая, мело. Дорога полурасчищена, но ехать можно. В пять вечера в субботу заехал в Броды на заправку выпить кофе. Здесь мне почему-то пришла мысль заправиться. В баке бензина было как раз доехать до Львова. Налил полный. Благодаря этому не замерз на следующие сутки.
Юрий отъехал от заправки 15 км. Остановился возле синего указания с надписью "село Дубье". Напротив была одна хата. Сбоку затормозил туристический автобус Стрый - Вена.
- Передо мной было несколько джипов, - продолжает Вощук. - Говорят, там какая-то фура поперек дороги. За 20 минут намело снегу до колес. Перед машиной до утра образовался сугроб до 2 метров высотой. За мной в "тойоте" стояли супруги львовяне.
Юрий каждых 2 часа лопатой отбрасывал снег от дверец и с капота. Туристы выходили из автобуса, дети играли в снежки.
- В семь вечера набрал номер 101. Сказали: "Мы знаем, работаем, ждите помощи". После 21.00 трубку не брали. В воскресенье я уже им не звонил. Позвонил знакомым в областное управление дорог. Успокоили: "Все нормально - держись, освободим". Первые часы я не волновался. Позвонил товарищу, с которым давненько не общался, другому. Наговорился, посмеялись. Набрал жену, спросил, как дети. Мне повезло, потому что батарея была заряжена, и имел специальную зарядку к мобильному от аккумулятора. Зато интернет на телефоне из-за перегрузки не работал. Радио тоже не ловило. Новости и информацию узнавал через друзей по телефону.
В полночь за "Фордом" Юрия стояли десятки машин. Вьюга усилилась.
- Я понял, что ночью нас никто не спасет. Позвонил еще раз жене. Сказал, что утром точно выеду, а пока передремаю в машине. Ни на минуту не заснул. В голове вертелось: "Засну - машину заметет полностью снегом, не смогу открыть двери и выйти. Машину не увидят спасатели, и я могу погибнуть". Выходил чистить снег. У меня было полтора литра минералки с собой. В первый день всю выпил.
В шесть утра начало светать. Водители выходили из машин, спрашивали друг друга о запасных канистрах с топливом. У кого были - поделились. Женщин и детей пересадили в более теплые автомобили. Многие пассажиры перешли в туристический автобус. В нем было достаточно горючего, чтобы обогреть салон.
- Ко мне не просились в машину, а так - принял бы, - говорит Юрий. - Машину не выключал ни на минуту. Раз пробовал. Через 15 минут - дубак. Мысленно благодарил Бога, что образумил меня заправиться. Выходишь из машины - через 5 минут ты снеговик. Влезаешь в машину - все тает. Сидения мокрые, под ногами лужа. В семь утра понял, что мы никому не нужны. Надо бить тревогу. У меня есть знакомые на телеканале "Интер". Они расспросили о ситуации, вечером это все показали в новостях. В то время "эмечаэники" отчитывались, что кормят людей бутербродами и откапывают машины. Ни одного из них я не видел.
Утром Юрий Вощук с другими водителями и пассажирами автобуса пошли к расположенной близ трассы хате. Там живут муж с женой, их сын и баба.
- Утром до вечера они жарили картошку, открыли больше 10 банок с маринадами на зиму, салом, - рассказывает водитель. - Постоянно делали чай, заваривали липу, топили печь. Никаких цен не называли. Люди тыкали деньги им за иконы, под скатерть. Утром в хате грелось одновременно человек 30. Я ел жареную картошку. Буду ехать мимо них - еще раз зайду и поблагодарю, привезу подарков.
В воскресенье после обеда Вощук прошел полкилометра вперед затора, общался с водителями. Кто-то сказал, что в машинах две женщины родили. Через 8 км в сторону Львова была заправка. Водители ходили туда с канистрами. Через несколько часов там выключили свет - кабели порвало из-за снега.
- Когда стемнело, я по-настоящему испугался, - вспоминает Юрий. - Перспектива быть здесь еще одну ночь меня ужасала. Тогда пришла в голову такая мысль. Я - богатый, у меня в кармане тысяча гривен, кредитки и депозиты в банке. Крутая машина. Но сейчас все это не имеет никакого значения. Переоценка ценностей произощла полная.
В 21.00 со стороны Бродов приехали военные на УАЗах и снегоочистительных машинах.
- Меньшего звания, чем майор на погонах я не видел. Все было четко организовано, - говорит Юрий Вощук. - Оценили ситуацию, дали правильные команды. Мой "Форд" взяли мужики на руки и отставили в сторону. Друг другу помогали. Наконец понемногу тронулись. Спереди шел ротор, он снег отбрасывает набок. Дальше - колонна автомобилей. На "уазике" сбоку ехали военные. Скорость - 10 километров в час. В десять вечера были в Бродах.
Перед Ривне заехал на заправку.
- Говорю: "Налейте так бензина, чтобы лилось из машины". От испуга купил упаковку "Сникерсов" и 10 литров воды. Даже не ел, так хотелось скорее доехать в теплое место. Заночевал в гостинице в Ривне, в Киев вернулся в понедельник.
Желательно возить два килограмма песка
О самых нужных вещах в автомобиле во время путешествия зимой на дальние расстояния рассказывает 30-летний Евгений Середницкий, директор столичной школы контраварийного вождения "Корда-профи":
- Должны быть провода для подкуривания, буксировочный трос, фонарь, скребок для удаления льда со стекла и щетка для сметания снега. Желательно иметь канистру с зимней моющей жидкостью для стекла.
Могут пригодиться антибуксировочные коврики. Можно возить 2 кг песка. Не помешает саперная лопатка для раздалбывания льда и прочистки от снега небольшой колеи. Спички, два одеяла и несколько пар теплых носков необходимы пассажирам в случае длительной остановки. Дальнобойщики возят кирпич, облитый маслом. Его можно поджечь. Через час потушить. Некоторое время он будет греть.
Комментарии
26