- Ехал в сторону Чугуева и услышал странное гудение. Подумал, колесо отпало. Притормозил. За несколько десятков метров упал самолет. Если бы не замедлился - рухнул бы на мое авто, - говорит харьковчанин 21-летний Ярослав ТАРАСОВ, свидетель авиакатастрофы возле аэропорта райцентра Чугуев Харьковской области.
25 сентября в 20:45 при заходе на посадку разбился военный самолет Ан-26Ш. К 22:50 должен был выполнять учебный полет с 27 курсантами и офицерами Харьковского национального университета Воздушных сил им. Ивана Кожедуба. Экипаж принял решение вернуться раньше из-за сбоя в работе левого двигателя, по предварительной версии. Перед взлетно-посадочной полосой лайнер накренился, крылом зацепил землю и взорвался. 25 человек погибли. В больницу забрали двоих.
- Судно упало во время посадки. Был резкий взрыв и огонь, - продолжает Тарасов. - Из самолета выбежал парень, горел. Огонь очевидцы сбивали одеялами, но тщетно. Я взял у дальнобойщика огнетушитель. Одежда на парне кипела и ее сняли. Слезла с кожей. Рядом лежал другой курсант. Весь в крови, с разбитой головой и разрезанной ногой. Сказал, что на борту было около 30 человек.
Тела 22 нашли ночью. Троих обнаружили на следующий день.
Среди погибших на месте крушения было семь офицеров майор Богдан КИШЕНЯ, 30 лет, капитаны 28-летние Алексей Остапенко и Дмитрий Добреля, старшие лейтенанты Ашраф МСУЯ, 29 лет, и 40-летний Олег Козаченко, прапорщики Евгений Иванов, 42 года, и 40-летний Олег ШИРОЧУК.
Другие павшие - курсанты второго-четвертого курсов из 11 областей - 25-летний Андрей Померанцев, Евгений Скоробогатько, 26 лет, 20-летние Дмитрий Андрущенко, Александр Скочков, Дмитрий Студинский и Владимир Олабин, 19-летние Александр Бойко, Дмитрий Донец, Константин Зибюк Александр Клевец, Богдан Матвийчук. Максиму Хомячуку, Роману Корчовскому, Андрею Роспотнюку, Артему Дудле было по 21 года. Погибли 22-летние Ростислав Булий, Николай Микитченко, Руслан Шеремет.
На следующий день в больнице умер Виталий ВИЛЬХОВСКИЙ, 20 лет. Его похоронили 30 сентября в селе Волица Сокальского района на Львовщине.
- Было 95 процентов ожогов тела, не имел никакого неповрежденного органа. Такие травмы с жизнью несовместимы, - говорит 55-летний Юрий Колесник из ожогового отделения харьковской больницы неотложной помощи.
Единственный уцелевший - курсант Вячеслав Золочевский, 20 лет. От огня его прикрыла часть фюзеляжа самолета. С порезами и ушибами забрали в госпиталь.
- Раны заживают, - говорит начальник Военно-медицинского клинического центра Северного региона Эдуард Хорошун. - Эмоциональное состояние в порядке. С ним работают невропатолог, терапевт, психиатр, психолог. Возможно, на этой неделе поедет домой.
26 сентября из Харькова приехали семьи погибших. Разместились у родственников и друзей, в гостинице Министерства обороны. Сдали анализы для ДНК-экспертиз, которые две-три недели будут проводить для идентификации тел.
- Рома с детства мечтал о военной карьере. Порядочный, воспитанный, - рассказывает Людмила Третьякова, бывшая классная руководительница курсанта Романа Корчовского из Винницкой области. - После седьмого класса поступил в Киевский военный лицей имени Ивана Богуна. Когда закончил - поехал учиться в Харьков.
Капитан Алексей Остапенко за минуты до катастрофы переписывался с 7-летней дочкой.
- Боюсь, что на летчиков могут повесить вину за трагедию, - говорит жена офицера Елена Остапенко. - Но мой муж жил самолетами и делал свое дело достойно.
Курсант Владимир Олабин - сын депутата Николаевского областного совета Вадима Олабин. В день смерти приглашал на свидание 19-летнюю Наталью из Харькова. Познакомились в социальной сети. Не встречались.
- Писал, что любит небо и технику. Списывались каждый день, - говорит Наталья. - Гулять звал, но у меня не было времени. В день трагедии ответила на его приглашение только вечером. Он промолчал. А на следующий день узнала, что погиб.
Александр Скочков пошел в авиацию, подражая отцу Игорю Ивановичу, который был штурманом авиационной эскадрильи 25-й гвардейской военно-транспортной авиационной бригады. Погиб в 37 лет 14 июня 2014-го в самолете Ил-76, который над Луганском сбили российские боевики. Погибли 49 военных.
- Я вырос здесь и прикипел к украинской земле, - рассказывал три года тому назад старший лейтенант Ашраф Мсуя из Харькова. Его отец - врач из Танзании. Мать украинка. - На третьем курсе пошел к начальнику факультета и заявил, что хочу в АТО. Он отказал: "Если понадобится твоя помощь - буду знать, что не подведешь. Но пока не время".
Ашраф мечтал стать первым чернокожим генералом в Украине, вспоминают друзья.
Ан-26Ш был изготовлен на предприятии "Антонов" 43 года тому назад. Последний капитальный ремонт самолета провели в 1996. Очередной должен был быть в 2022 году.
Полеты на технике такого класса в университете выполняют со второго курса. Имеет 10 мест для курсантов и одно инструкторское.
Последний полет был шестым в течение дня.
- Все шло по плану. За штурвалом был летчик-инструктор. Курсанты садились в правое кресло напротив него и учились управлять судном, - говорит министр обороны Андрей Таран, 65 лет. - Окончательные выводы о причинах трагедии сможем делать после расшифровки бортовых самописцев.
Среди версий катастрофы - техническая неисправность, ошибка пилотов, ненадлежащее обслуживание самолета. Окончательную причину выяснит специальная правительственная комиссия. В нее вошли представители "Антонова". Выводы обнародуют через месяц.
- Пилот запросил о посадке, но диспетчер ответил лишь через минуту, по моей информации. Потому что якобы сажал другой борт. Но при этом уже знал о неисправном двигателе, - говорит председатель Харьковской облгосадминистрации Алексей Кучер, 35 лет. - Виновные должны понести наказание. Даже если это высший должностной состав.
1,5 миллиона гривен получит каждая семья погибшего в авиакатастрофе. Средства выделены из фондов Министерства обороны.
53 самолета Ан-26 всех модификаций совершают полеты в Украину. 24 используют в гражданской авиации, остальные - принадлежат государству. Самому старшем лайнеру 48,5 года, самому новому - 35. Суда могут находиться в использовании 50 лет, при условии правильного технического ухода.
1403 лайнера Ан-26 изготовили на предприятии "Антонов" с 1969-го по 1986 год. За все время их эксплуатации разбились более 140 самолетов, погибли более 1,4 тыс. человек. Ан-26Ш - модификация базовой модели, предназначена для подготовки штурманов. Таких судов на заводе выпустили 36.
5770 полетов - примерно столько выполнил за время эксплуатации Ан-26Ш, подсчитали на предприятии "Антонов".
Комментарии