Журналист и путешественник 30-летний Леонид Езерский из Азербайджана поехал в Армению. В кругосветное путешествие отправился в октябре. Побывал в Беларуси, России, Грузии. Зарабатывает игрой на саксофоне. Странствия описывает в дневнике.
Границу Грузии и Армении пересек вечером 16 ноября. На улице - дождь. Подвозит молодой мужчина. Почти всю дорогу к селу Кох молчим.
- Пошли на кофе, тогда дальше поедешь, - приглашает. - У нас традиция пить кофе. Он привозной. Хороший. Его даже в Россию экспортируют.
Через 10 мин. за столом - пятеро мужчин.
- Хозяйство держим - свиней, кур, кролей. Один злой петух дерется, - рассказывает по-русски 15-летний Артем Мамян. - Из красивых мест в Армении - горный аттракцион возле села Енокаван, озеро Севан, парк Дждрдуз в городе Шуша в Нагорном Карабахе. Там есть церковь с необычной акустикой в подвале. Самая длинная в мире канатная дорога.
Через полчаса ловлю машину к Еревану. 195 км едем по перевалам 8 часов - четыре спали в машине. Около четырех ночи останавливается патруль - спрашивают, нужна ли помощь.
Утром в центре Еревана захожу в гостиницу, чтобы спрятаться от дождя. Женщина угощает кофе. Говорит, комнаты у них по $30. Мне, как путешественнику, дадут за 20.
На маршрутке выезжаю за город. Оттуда хорошо видно спящие вулканы Малый и Большой Арарат на территории Турции. Первый 4365 м высотой, второй - 5165.
Дальше доезжаю к селу Арени, где делают домашние вина. Дедушка угощает стаканом полусладкого красного и дает пол-литровую бутылку с собой. Следующие 10 км еду в "Мерседесе" в монастырский комплекс Нораванк. Построен в XIII - XIV в. на выступе узкого ущелья. На территории есть двухэтажная церковь Сурб Аствацацин с узкой лестницей. Ставлю две свечи - за здоровье родных и семьи киевлян, которые поддержали мое стремление осуществить путешествие.
- Возвращайся в Ереван с нами. Завтра у меня день рождения, отпразднуем, - говорит Миран Аракелян, 37 лет, пока едим люля-кебаб в кафе.
Решаю двигаться дальше. На "Жигулях" сквозь туман и снег через перевалы доезжаем к селу Алидзор. Вечер. Стучу в первый дом. Мужчина приглашает.
- Гость - посланник Бога, - говорит.
Празднуют отъезд старшего сына в Москву на заработки. Недавно вышел после шести лет тюрьмы. За разбой взяли 22-летним. Собрались родственники. Там и переночевал.
Утром 2 км пешком поднялся к самой длинной в мире пассажирской канатной дороге – длиной 5752 м. Проезд стоит $8,5. На другую сторону доезжаем за 12 мин. Наибольшая высота над ущельем - 320 м. Видно Чертов мост - река пробила застывшую лаву. 60 м в ширину, длина - 30 м. По вторую сторону канатки стоит возведенный в IX - X в. Татевский монастырь.
После обеда хожу в ущелье по подвесному мосту возле села Хндзореск. Еще в 1950-х в пещерах жили около 8 тыс. человек.
До вечера добираюсь до заправки неподалеку.
- Ночью на дорогах опасно - волки бегают, - говорит работница кафе.
Оттуда к контрольно-пропускному пункту Нагорно-Карабахской Республики еду на "Ниве". В салоне лежит ружье.
- Медведь ночью приходит в село, убивает скот и забирает, - говорит по-русски 47-летний Григорий. - Я когда-то работал директором школы прокуратуры. Сына отдал в самую горячую точку на границе с Азербайджаном. Родные со мной перестали общаться. Я говорю: "Мужиком станет, через два года вернется - увидите". Если будешь проезжать город Варденис и не сможешь поймать машину, позвони. Начальник милиции - мой знакомый. Все организует. Слушай, ты на Иисуса похож.
- А я сегодня только думал, что мою маму Мария зовут, - отвечаю.
Высаживает на посту милиции на границе. Через 10 мин. мне останавливают джип. С двумя молодыми ребятами едем к городку Шуша. В полночь высаживают возле церкви. Через 20 мин. останавливаю машину и прошусь на ночевку. Довозят до домика у памятника танку, который в 1992 году первым заехал в город.
Тема военного конфликта Армении и Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха возникала в разговоре почти с каждым жителем. Длится с 1988 года. Весной была четырехдневная война. Погибли несколько сотен военных.
Утром посещаю собор Святого Христа Всеспасителя. В подвале действительно невероятная акустика. Легкое движение губами вторит. Через час ем гранат на скале высотой 300 м в парке Дждрдуз. В обед - уже в столице республики Степанакерт. Регистрируюсь в министерстве иностранных дел. Ем женгялов хац - хлебец с начинкой из 17 видов зелени.
Под вечер попадаю в село Ванк. Останавливаю машину, прошусь на ночевку. Самвел везет к себе домой. Во дворе его ожидают пациенты. Работает стоматологом, дома имеет кабинет. Ужинаем борщом без мяса. В тарелку выцеживаем сок граната. Вместо сметаны бросаем соленый сыр.
Утром прошусь к местным поесть. Молодая женщина кормит гороховым пюре, салом, винегретом, аджикой. По пути в Кельбаджар выхожу на повороте к термальным источникам. Там два бассейна. В одном из-под земли бьет горячая минеральная вода. Помогает при остеохондрозе, радикулите. Рядом течет холодная река. Остаюсь до утра. Люди постоянно приезжают, уезжают. Все приглашают в гости. Немало мужчин рассказывают, что служили в конце 1980-х во Львове, Запорожье.
Утром на "Мерседесе" еду обратно к повороту на Кельбаджар. На дороге лежат три больших камня. Упали ночью с гор.
На повороте прощаюсь и иду пешком. Через час сижу в "Ладе". Проезжаем перевал. Горы покрыты снегом. Из Вардениса добираюсь до городка Севан, самого холодного в Армении. Зимой там до минус 30-40 градусов. По дороге проходим одноименное озеро на высоте 1900 м. Средняя глубина - 26,8 м, максимальная - 80.
До вечера добираюсь до села Гетаовит. Становлюсь возле магазина отдохнуть. Пятеро ребят собирают по 3 тыс. драм (165 грн. - ГПУ) на ночевку в гостинице. Благодарю, но отказываюсь. Парень обижается и уходит. Другой бежит к знакомому. Соглашаются взять на ночь.
50-летний Шамиль и его жена Маргарита, 57 лет, имеют аварийный домик возле кладбища. Женщина 29 лет жила в Баку. Хочет продать дом и поехать в Подмосковье к сестре.
- Это - мой второй муж. Первый был из Карабаха. Ушла, потому что свекор бил наших детей. Я ему ноги мыла. Свекровь не позволяла самой борщ наливать, только из ее рук. Я была как заложница, - рассказывает по-русски. Шамиль общается только по-армянски. - Сын простил, а дочка - нет. Говорит, бросила ее. Мы - самые бедные люди в селе. Шамиль когда-то был самым сильным мужчиной, тяжело работал в лесу. От такой работы почка опустилась, у него был инсульт. Теперь на группе, пенсию получает. Мне, не местной, работу нелегко найти. Стригу на дому, шью.
Утром к границе еду на "Ладе". По дороге вижу камеры, которые фиксируют правонарушения.
- Бизнес родственника президента. 10 процентов от штрафов идет милиции, остальное - ему, - говорит водитель Давид. - Сложно с работой. Богатые только те, кто приближен к президенту. Свободы слова нет.
Под вечер вторника, 22 ноября, слышу от работников контрольно-пропускного пункта на границе с Грузией: "Счастливого пути". В 21:00 выхожу в центре Тбилиси.













Комментарии