7 декабря стартует главное недоразумение футбола — чемпионат мира среди клубов. По названию этот турнир должен был бы быть основным в мировом клубном календаре. В действительности же он выглядит бессмысленным аппендиксом на здоровом в целом теле мирового футбола.
Причина простая — территориальный принцип организации футбольных состязаний заведомо несовершенен и держится исключительно на институте национальных сборных. Их равенство перед Международной футбольной федерацией ( ФИ ФА) обеспечивается одинаковыми правами стран, представляющих эти сборные. Никуда не денешься — раз в два года Италия или Германия должна сыграть против Андорры или Лихтенштейна. Хотя никакого интереса в этих играх заведомо нет.
Даже в заскорузлом сталинском СССР это когда-то поняли, заменив еще в 1936 году чемпионат среди союзных республик на соревнование среди клубных команд. ФИ ФА — хорошо настроенная бизнес-организация. Поэтому зачем ей организовывать и проводить заведомо неинтересный клубный чемпионат мира, финалистов которого можно практически безошибочно назвать уже теперь?
Все едут туда " де ньжат по ле гкому сруби ть"
Ответ простой. ФИ ФА тоже хочет иметь свой кусок прибыли от клубного футбола, в которой в настоящее время вращается львиная доля "футбольных" денег. Богатейший азиатский рынок готов лопнуть от средств, которые можно выгодно вложить в футбол. Его сердцевиной является Япония, именно там и проводят клубный чемпионат. Один-единственный матч Межконтинентального кубка, который до 2005 года проводили в Стране Восходящего Солнца между победителем европейской Лиги чемпионов и южноамериканского Кубка Либертадорес, не смог "переварить" все потенциальные инвестиции. Другое дело — целый турнир, в котором выступают семь команд со всех без исключения континентов. Даром, что соотношение сил на турнире приблизительно такое же, как и на московском Кубке содружества 10-летней давности. Но там хоть какой-то интерес вызывала игра между чемпионами России и Украины. Но если московские организаторы мини-чемпионата бывшего СССР ставили перед Кубком содружества почти исключительно политические задания, основатели чемпионата мира среди клубов отталкиваются от реальной привлекательности бизнеса этого турнира, невзирая на непривлекательность спортивную.
А так не бывает. Когда нет спортивного интереса, турнир или исчезает, что с клубным чемпионатом мира уже однажды было, или становится "прицепом" к жеребьевке Лиги чемпионов. Так случилось с когда-то престижным, а теперь никому всерьез не интересным Суперкубком УЕ ФА.
Что интересного в вероятном поединке между итальянским "Миланом" и аргентинским "Бока Хуниорс", если все эти " хуни орс" — от тренера до последнего игрока — спят и видят себя в Европе. А совсем не в Аргентине, футбольную честь которой они будто бы защищают. Если лет 10 назад на Межконтинентальном кубке кто-то из латиноамериканце в еще мог выгодно "засветиться" перед потенциальными покупателями из Европы, то теперь — наоборот. Футболист может только потерять свою рыночную стоимость, которая всем, кому нужно, хорошо известна и без клубного чемпионата мира. Относительно "Милана", то вероятный титул клубного чемпиона мира вряд ли спасет его тренера и игроков от гнева болельщиков и владельцев клуба, если команда и дальше будет плестись в середине таблицы чемпионата Италии.
Поэтому выходит, что все без исключения участники клубного чемпионата мира едут туда не столько за победой и титулом, сколько, как говорили в известном фильме, " де ньжат по ле гкому сруби ть". Предыдущий опыт свидетельствует: турниры, у которых денег больше, чем футбола, долго не живут. Разве что их очень много даже для совсем небедного "Милана". Тогда другое дело.
Комментарии