— Сироты для меня — особенные дети. Их нужно защищать. Знаю, потому что одно время жила в интернате. В селе говорят, набрала их ради денег, не забочусь. Пусть возьмут из интерната хоть одного ребенка и покажут, как нужно заботиться. Никто же не хочет, — говорит 42-летняя Светлана Свиридюк из села Сигнаевка Шполянского района на Черкасчине.
Женщина имеет дочерей 23-летнюю Софию и Яну, 19 лет. В 2014-м основала детский дом семейного типа. Взяла семерых приемных детей. Сейчас Анастасии 17 лет, Юрию — 16, Дмитрию — 11, Екатерине — 9, Дарье и Анастасии — по 6, Виталию — 4. Односельчане собирают подписи, чтобы дом расформировали. Заверяют, Светлана использует детей как рабочую силу.
Сигнаевка — в 67 км от Черкасс. Здесь живут почти 1900 людей. Есть железнодорожная станция, школа, детсад, несколько продуктовых магазинов. Местные показывают дорогу к дому Светланы Свиридюк. По дороге жалуются на нее.
— Детки у нее ходят голодные, босые. Просят по селу есть. Кто яблоко даст, кто кусок хлеба, — говорит 33-летняя Юлия Коваль. — Эта женщина поменяла три села. Из двух предыдущих ее выгнали. Пришла к нам, сделала дом семейного типа. Люди возмущены. А она открыто говорит: "У меня такой бизнес".
— Использует детей как рабов. В шесть встаю, так они уже работают, — добавляет Тамара Завгородная.
— Одному мальчику я вынесла кусок хлеба. Мгновенно глотнул. Спрашиваю: "Вас что, мамка не кормит?" А ребенок: "Только утром тарелку супа. А дальше нужно заработать", — рассказывает 57-летняя Мария Прохорова, соседка дома семейного типа.
— В селе ее называют Светка-мужик. Очень проблемная. На кутке со всеми перегрызлась, — говорит 47-летняя Наталия Ильченко. — Как-то я на огороде нашла Светкину дохлую собаку. Оттянула ей во двор. Моя дочь спросила, зачем нам ее подбросила. Так Светлана уцепилась ребенку в горло. Еле оттянули. У дочери вся шея была синяя. В полицию не обращались, пожалели. После того еще дохлого кота нам подбросила.
Дом Светланы Свиридюк — кирпичный, побеленный. Забора нет. Рядом с двором есть колодец. Хозяйка приглашает внутрь. В доме четыре комнаты. Две — детские. По углам стоят кровати с ортопедическими матрасами, на полу лежат ковры, на стенах — рисунки сказочных героев.
— Люди завидуют. Думают, в детских деньгах купаюсь. Взбунтовались. Выплаты все на детей трачу. Покупаю одежду, еду. Комнаты обставлены, на кроватях новые матрасы, подушки. Регулярно приезжают проверки из района, области. Никаких претензий нет, — рассказывает Светлана Владимировна. — Мои родные дочери уже взрослые. София в Польше работает, Яна в Киеве учится. Когда-то старшая привела к нам подругу Свету. Просит: "Можно, она с нами поживет? У нее мама умерла, отец — алкаш". Я позволила. На нее никто деньги не давал. Она уже вышла замуж, имеет 5-месячного ребенка. Помогли ей дом в Сигнаевке купить.
Светлана Свиридюк с мужем развелась 13 лет назад. Раньше работала кондитером, однако ее сократили. На семерых детей ежемесячно получает около 12 тыс. грн помощи. Обрабатывают 13 соток огорода, держат корову, кур.
— Дети после детдома не умели ни убирать после себя, ни кровать застилать. Стараюсь научить. Потому что когда уедут, кто о них позаботится? Самую тяжелую работу делаю сама. Или прошу помочь свою дочку, куму, подругу. Дети у меня не голодают. Утром ели вареники. На день вот борща наварила, — женщина проводит на кухню, показывает 10-литровую кастрюлю. — Хлеб печем сами. Двух деток взяла с врожденными пороками сердца. Поделали им операции. За каждую отдала по 13 тысяч.
Младшие мне часто подарки делают, — из стола достает бумажного петушка, цветы. — Из бисера плетут красивые изделия. В школе осталась сакура, дома есть бабочки.
— Как попала в семью, стало морально легче, — рассказывает приемная дочь 17-летняя Анастасия. Учится на первом курсе Каневского колледжа культуры и искусств. — Называю Светлану мамой. Научила меня есть варить, убирать. Живем дружно. Когда что-то делаем, то вместе. Никогда на нас не кричит, тяжело работать не вынуждает.
В сентябре Светлана поссорилась с соседом Владимиром Кирилюком. Мужчина избил ее палкой. После этого односельчане начали собирать подписи против женщины.
— Все тут происходило, — рассказывает 70-летняя Неля Яковлевна, мать Светланы. Показывает на место перед домом. — Света привязала корову возле Кирилюкового огорода. Там были сорняки метра четыре в высоту — лопухи, амброзия. За это он пришел и побил дочку древком от лопаты. Я пробовала оттянуть, но он перебил мне руку. Весь двор был в крови. Дети на веранде собрались, плакали. Просили: "Мамочка, не умирай". Когда Свету несли в дом, вызвали "скорую" и полицию.
В районной больнице у Светланы обнаружили трещину в черепе. Полиция открыла уголовное осуществление по факту избиения.
— Теперь Кирилюк просит Светлану забрать заявление. Если нет — сделает все, чтобы дом расформировали, — говорит другой сосед Сергей Бондарь, 44 года. — Против Светы идет настояща травля. Рассказывают, что детей не кормит. Они из детдома. Еще не привыкли, что еда есть и никуда не денется. Может, и просили у кого яблоки.
— Никто детей не эксплуатирует. Хорошо одеты, накормлены, — говорит 52-летняя Галина Григорьева, начальник службы по делам детей Шполянского района. — Нельзя считать насилием, когда дети убирают свое рабочее место или игрушки. А что полют на огороде сорняки — так это нормальное дело для села. Люди обливают семью грязью из личной неприязни.
"О детях не заботится. Вынуждает много работать"
— Светлана переехала к нам два года назад из соседней Наточаевки. Купила большой дом, взяла из интерната детей, — рассказывает 54-летний Сергей Ошовский, сельский председатель Сигнаевки. — Сначала они ходили к нам в школу. Через село пролегают трассы государственного значения. Детей должны проводить взрослые. Светлана этого не делала. Когда стали указывать, перевела их в Наточаевку. О детях не заботится, как следует. Вынуждает их работать. Позволяет выпасать корову на железной дороге. Это опасно. Село жило мирно. Сейчас постоянные ссоры. Светлана со всеми соседями перессорилась.
Комментарии