"Утром мы пришли на кладбище и увидели ужасную картину — разбросаны венки и пустая яма, даже креста не оставили, — рассказывает 23-летний Виталий, сын покойного Ивана Жара. — Вокруг все вытоптали, было полно следов. Наверное, долго искали могилу. Дядя был здесь в последний раз на похоронах. По-видимому, не помнил, где похоронен папа. Делали все в три часа ночи, а уже через три часа закопали на новом месте. Если бы Михаил по-человечески нас попросил, может, мы и согласились бы на перезахоронение".
Неделю назад село Байраки, что в Черновицкой области, облетела ошеломляющая новость: на кладбище откопали могилу Ивана Жара, которого похоронили в феврале позапрошлого года. Ни сельскому председателю, ни местному священнику, ни даже семье покойного настоятель Банченского монастыря отец Михаил не сообщил, что планирует перехоронить брата.
— Сейчас нам еще тяжелее, чем после смерти мужа, — жалуется "ГПУ" 44-летняя вдова покойного Ивана Жара Эмилия. — Дети во второй раз потеряли отца. Теперь нам негде даже зажечь свечку по умершему. Его тело просто украли!
12-летняя Аня была любимицей отца. После его смерти очень грустила, чуть ли не ежедневно навещала могилу, зажигала свечку. Всякий раз, когда покупали какую-то обновку, бежала на кладбище — показать папе.
Теперь нам негде даже зажечь свечку по умершему. Его тело просто украли!
— Вот недавно купили Ане санки — первым делом она повезла их на могилу Ивана, — вспоминает Эмилия.
Когда девочка услышала, что отца перехоронили, очень плакала. После того два дня ее не могли забрать с кладбища. Аня звонила дяде и просила вернуть покойного отца на место. Но у Михаила Жара своя логика.
— Я выполнил последнюю волю брата, — объясняет кратко. — За три-четыре дня перед смертью он позвонил мне в Бухарест, где я лечился, и попросил похоронить его на монастырском кладбище, где покоятся наши родители (их Михаил также перехоронил из соседнего села Петрашевка. — "ГПУ").
Жена и дети покойного о такой последней воле Ивана впервые слышат.
Михаил Жар отказывается объяснять, почему никогда не говорил семье брата о его предсмертной просьбе. Не хочет также говорить, почему никого не предупредил о своих намерениях перехоронить.
— Старшие люди говорят, что согласно православным канонам тревожить могилу можно только через семь лет после захоронения человека, — жалуется Эмилия. — Я не знаю, может, у отца Михаила какая-то другая религия...
Эмилия Жар, ее покойный муж и дети — румыны по национальности. Сейчас живут вчетвером —мать, двое взрослых сыновей и дочь-семиклассница Аня. Ребята время от времени ездят на заработки за границу, поскольку в селе работы нет. Эмилия также не работает, поэтому единственная денежная прибыль семьи — это 320 грн., которые государство платит Ане как сироте. Живут с приусадебного хозяйства.
Тревожить могилу можно только через семь лет после захоронения человека
В Герцаевском райотделе милиции, куда обратилась Эмилия Жар, "ГПУ" сообщили, что работники милиции уже "сделали все возможное, чтобы помочь в этом деле, а дальше пусть родственники разбираются сами". Под "всем возможным" работник райотдела имел в виду приезд оперативной группы на место события. Также он сообщил, что все материалы милиция передала в прокуратуру. Там будут решать, имеются ли в упомянутых событиях признаки преступления.
Если на местном уровне дело не решат, сын покойного, Виталий Жар, хочет обратиться к Виктору Ющенко. Ходятслухи, что в области отец Михаил имеет солидные связи. Но об этом дети и жена покойного Ивана не хотят говорить.
— Нас интересует только одно — чтобы нам вернули нашего отца, — говорит Виталий. — Если придется, я месяц буду стоять под приемной президента.
Комментарии