Семья Абдуллаевых из села Верхнесадовое Нахимовского района Крыма свыше 20 лет прожило в доме, построенном из могильных плит.
- Полтора месяца назад затеяли ремонт, - вспоминает Зара Абдуллаева, 50 лет. - Хотели поменять двери и окна.
- Сначала стали выносить оконные рамы, - перебивает женщину мастер Сергей Богомазов. - Увидели плиты с какими-то надписями. Давай стены разбирать, а они все из таких плит.
Абдуллаевы - мусульмане. Жена работает учительницей, муж - водитель. Их дочь замужем, с родителями живет 17-летний сын Осман. Дом в Верхнесадовом купили 21 год назад. О находке семейство сообщило в сельсовет. Сельский председатель Михаил Хрячков вызвал мусульманского муфтия Энвера Ногашева.
- Некоторые плиты датированы 1800 годом, - рассказывает Михаил Хрячков. - Это - надгробия. На них вычеканены имена умерших и слова, которыми их провожали в последний путь.
Мусульманская община перевезла надгробия на свое кладбище. Установили, кому принадлежит часть из них. Среди усопших - Сание Ибраим, умерла в 1913 году, Абибула Вахабогли, умер в 1903-м, Абдуджебар Таирогли, умер в 1911 году, Уста Мухамедогли, умер в 1904-м.
- До войны наше село называлось Дуван Кой, - говорит местная 80-летняя Алиме Умерова. - Здесь были мусульманское кладбище и мечеть. В войну на них упала бомба, все разбила. После депортации крымскотатарского народа в 1944 году власть разрешила строить дома из надгробий. Их было очень много.
Абдуллаевы заложили разобранные стены ракушником.
- В советские времена религия и кладбища были не в почете, суеверий не боялись, - объясняет использование плит для стен дома Андрей Малыгин, директор Центрального музея Тавриды. - Привозить и обрабатывать камни из карьера было делом затратным, а под руками - готовые плиты. Вот их и использовали. В Крыму много таких домов. Например, первая городская баня Симферополя полностью построена из могильных плит.
Комментарии
2