"В январе владелец гостиницы попросил выселиться. Мол, мэрии нечем оплачивать проживание. Кто-то переехал к родственникам в село. А у нас никого нет, вернулись в дом", — рассказывает 70-летняя Елизавета Станович из города Мукачево на Закарпатье.
Она с сыном Василием, 45 лет, вернулась в необустроенную квартиру дома №4 на ул. Первомайской Набережной. 13 октября прошлого года в этом доме взорвался газ. Пострадали восемь помещений. 70 человек переселили в гостиницу. Чиновники пообещали отремонтировать здание. Но с нового года финансирование прекратили.
— Смотрите, где мы живем, — Елизавета Николаевна показывает квартиру.
В детской комнате надувной матрас и раскладушка. У двери — полосатые сумки с одеждой. На кухне — газовая плита, стол и два табурета. Остальные комнаты пустые, стены недоштукатурены, из оконных рам торчит строительная пена, с потолка свисают голые электрические провода.
— Вот людей переселили в такое, — вздыхает Василий. — А у нас до взрыва было все — замеблированная трехкомнатная квартира, два телевизора, бытовая техника, новые окна, современная столярка. Все пропало за ночь.
— В тот вечер мы легли спать, — вспоминает Елизавета Николаевна. — После одиннадцати я проснулась от шума, над головой увидела небо. Над ногами зависла несколькотонная бетонная плита.
Кроме помещения Становичей, взрыв разрушил три квартиры, четыре повредил.
— Сначала мэрия выделяла средства, — продолжает хозяйка. — Восстановили стены, крышу, отопление, положили пол. И все. Когда мы вернулись, в туалете не было даже унитаза. Одолжили раскладушку, купили матрас. А за деньги, которыми сыну помогли коллеги, купили плиту, стол, две кастрюли, подушки и одеяла. И что теперь? У меня пенсия тысячу гривен, зарплата у сына — 1300. За эти деньги мы не можем сделать ремонт.
Заводит на кухню. Вдоль потолка видно ржавчину.
— Спешно делали, что с перекрытия ржавчина капала, потолок был совсем мокрый, — говорит Василий. — Строители насверлили дыр, чтобы влага прошла. Но теперь, если и забеливать, все равно ржавчина останется.
— Строители провели работ на 330 тысяч гривен, — говорит Золтан Лендел, мэр Мукачевого. — На большую сумму нужно проводить тендер, к которому мы готовимся. Когда окончится, строительство возобновится. Сметная стоимость работ — 1 миллион 850 тысяч гривен. Городской совет восстановит жилье, но мебель и предметы быта не будем покупать. Все убытки будет компенсировать виновник. Милиция его не установила.
Квартиру, где произошел взрыв, арендовала молодая пара. Ее владельца жильцы дома не видели несколько месяцев. Люди не верят, что взорвался газ.
— Если бы был газ, то в доме и на улице было бы слышать его запах. А мы ничего не слышали, — говорит Елизавета Станович.
Комментарии