"До сих пор у меня советский паспорт. В 1990-м на два года выехала из Черкасс в Россию — и не могу никак назад въехать, — рассказывает 41-летняя Ольга Проценко. — Живу здесь всю жизнь, а права на гражданство нет.
Ольга родилась в Черкассах, имеет однокомнатную квартиру в центре города. Работает медсестрой в областном психоневрологическом диспансере. Ее 41-летний муж Константин — заместитель начальника областного управления Министерства чрезвычайных ситуаций. Сын Дмитрий, 16 лет, перешел в 11-й класс.
О рождении черкащанки Ольги Марчук (девичья фамилия) писали едва ли не все тогдашние газеты в Украине.
— До 46 миллионов граждан республики присоединилась еще одна, хоть и маленькая, а все же гражданка, — читает Ольга Анатолиевна газету "Радянська Україна" за 22 августа 1967 года. Показывает фото на странице: Анатолий Марчук держит новорожденную дочку. — В день моего рождения отца срочно вызывал главный врач, — рассказывает. — Он буквально вылетели на четвертый этаж и с перепуганными глазами забежал в кабинет. Там сидели несколько корреспондентов. Сказали, что дочка родилась первой после 46 миллионов.
В России Ольга оказалась в 1990-м. Ее мужа по окончании Черкасского пожарного института направили служить в Амурскую область России, в поселок Екатеринославка.
— Наши с мужниной матери работали в торговле, — говорит Ольга. — Его в продуктовом магазине, а моя — в промтоварном для мужчин. В те годы между ними была взаимовыручка. Костя пришел из армии. Его мать отправила к моей одеться, так как из всего вырос. Он никуда не ходил, и я тоже дома сидела. Тогда мама пригласила его к нам. Женились через два года. По теперешним меркам, по-видимому, долго встречались.
Через год в Екатеринославце родила сына Дмитрия.
Ничего оформить не могу — ни зарплатной банковской карточки, ни кредита
— У мальчика была дисплазия тазобедренн ого сустава — ножки не раскладывались, — говорит женщина. — На лечение в город нужно было ездить за 250 километров, поэтому решила возвращаться в Украину, в Черкассы. В поликлинике сказали, что российские врачи прописали ребенку не те препараты. Ими лечат только в старческом возрасте. Слава богу, с Димой теперь все в порядке.
В 1995-го Ольгу выписали из Амурской области. Прописалась женщина в Черкассах. Ее паспорт советского образца уже недействителен, а новый украинский паспорт никак не может получить. Она до сих пор гражданка России, поэтому должна вначале получить российский паспорт, отказаться от российского гражданства и тогда подавать документы на получение украинского.
— Ничего оформить не могу — ни зарплатной банковской карточки, ни кредита, ни дарственной на жилье, даже выехать к родственникам за пределы Украины, — жалуется. — У мужа такие же хлопоты были. Но в 1999-м после публикации в газете приехал к нам офицер из паспортного стола, и через две недели Косте сделали паспорт. А мне посоветовали ехать в российское консульство. Уже год собираю документы на получение российского паспорта: справки с места проживания и работы, выписку из трудовой, копии свидетельств о рождении, бракосочетании, паспорта мужа и четыре фотокарточки. За паспорт нужно заплатить 10 долларов. Сделают за месяц. За 50 долларов изготовят за 5 дней.
Сыну Дмитрию в марте исполнилось 16. Паспорта парень еще не получил.
— У сына такая же проблема, потому что родился в России, — говорит Ольга.
Комментарии