Ексклюзивы
пятница, 25 июля 2008 16:16

Нефтеперерабатывающие заводы могут остановиться

Нефтеперерабатывающие заводы могут остановиться

"Западноукраинские нефтеперерабатывающие заводы не знают, что делать, — говорит 35-летний Игорь Палица, народный депутат Украины, секретарь комитета Верховной рады по вопросам экономической политики. — Правительство запретило "Укртранснафті" заключать договора о транспортировке сырья. Ничего не объяснили. Хотя был указ президента, дали все команды".

Руководители нефтеперерабатывающих предприятий Западной Украины обвиняют Кабинет Министров в бездеятельности. Мол, правительство ничего не делает для того, чтобы по нефтепроводу "Одесса—Броды" перегоняли сырье из Одессы в Броды.

— Правительство хочет все разрушить, — говорит Игорь Палица. — Создается впечатление, что оно абсолютно не защищает украинские интересы.

От недостатка сырья страдает Нафтопереробний комплекс "Галичина", Дрогобыч Львовской области, и "Нафтохімік Прикарпаття" из поселка Надвирне Ивано-Франковщины. Предприятия подписали протокольные документы о предоставлении Украине 5 млн. т каспийской нефти ежегодно. Транспортировку договорились оплачивать обществу "Укртранснафта". Однако правительство запретило подписывать окончательный договор.

— Теперь предприятие вынуждено искать альтернативные пути снабжения нефти, — объясняет председатель правления "Нафтохіміку Прикарпаття" Александр Шиляев. — Потому что наши заводы уже два года стоят без российской нефти, а перерабатывают только отечественное сырье из залежей на Западе.

В январе 2008 года руководители обществ "Нафтопереробний комплекс "Галичина" и "Нафтохімік Прикарпаття" написали письмо президенту Украины, премьер-министру и председателю правления "Нафтогаз України". Просили принять решение о работе нефтепровода "Одесса—Броды" в аверсном режиме: чтобы нефть перегоняли в одном направлении, из Одессы в Броды. Уточнили, что поставщики предлагают им для переработки легкую каспийскую нефть в целом 5 млн. т ежегодно. У предприятий есть возможность перерабатывать такое количество сырья.

22 мая Виктор Ющенко создал своим указом Межведомственную рабочую группу. Поручил ей в течение недели разработать план мероприятий, чтобы нефтепровод "Одесса—Броды" работал в одном направлении. При этом прибыли от транспортировки сырья не должны уменьшаться.

16 июля президент планировал провести совещание и обсудить вопрос реализации проекта "Одесса—Броды". На прошлой неделе западноукраинские перерабатывающие заводы подписали в Азербайджане протокольные документы о поставке до конца года 3 млн. т нефти по цене $130 за баррель.

Однако совещание 16 июля сорвали. Премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что вариант аверсного использования нефтепровода — коррупционная схема, аналогичная "РосУкрЕнерго". Через несколько дней правительство запретило заключать договоры относительно транспортировки нефти.

— Создается впечатление, что Кабинет Министров боится поссориться с Россией, — говорит Игорь Палица. — Сегодня по нефтепроводу "Одесса—Броды" в направлении Одессы ежегодно перегоняют 9 миллионов тонн российской нефти. Однако она может спокойно идти в другом направлении — по Приднестровским магистральным нефтепроводам, которые незагружены. Мы предлагали правительству такой вариант. Россия при этом не теряет возможности транспортировать нефть в Черное море. Однако правительство нас не послушало.

Кабинет Министров боится поссориться с Россией

Александр Шиляев добавляет, что сегодня оба завода реконструируют. Устанавливают современное оборудование, которое поможет переделывать нефть более качественно.

—В каждое предприятие инвестируют около миллиарда долларов. Уже использовали около 150 миллионов, — говорит Шиляев. — Мы бы хотели, чтобы правительство обратило внимание на наши проблемы, отменило пошлину на ввозимое оборудование.

Строительство нефтепровода "Одесса—Броды" завершили в мае 2002 года. Магистраль длиной 674 км, диаметр трубы — 1020 мм. Нефтепровод обошелся в более чем полмиллиарда гривен. Ежегодно по нему можно перегонять до 14,5 млн сырья.

Сначала магистралью должны были прокачивать каспийскую нефть в Европу. Однако конкретных предложений Украина не получила. В июне 2004-го правительство решило использовать нефтепровод для транспортировки российской нефти. Ее качают из Брод в Одессу, а дальше танкеры везут ее через черноморские заливы.

В 2004 году через магистраль перекачали 1,048 млн. т нефти, в следующем — 5,754 млн.,  в 2006-ом — 3,418 млн. т, а в прошлом году — 9,056 млн. В целом до конца прошлого года магистралью прокачали 19,276 млн. т сырья. Украина получила $205,4 млн. в виде оплаты транзита и портовых сборов. Но и азербайджанцы по проектам соглашений должны были платить за транзит, причем по принципу "качай не качай, а плати". Следовательно, и здесь Украина ничего не потеряла бы.

В прошлом году Кабинет Министров вместе с компаниями "Нафтогаз України" и "Укртранснафта" подготовили межправительственное украинско-польское соглашение. Согласно нему нефтепровод должны достроить до польского города Плоцк.

Сейчас вы читаете новость «Нефтеперерабатывающие заводы могут остановиться». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть