
В конце ноября в селе Прохоровка Каневского района Черкасской области над Днепром начали вырубать 9 га леса. Планируют строить коттеджи.
К селу едем с 55-летней Верой Носенко, бывшим заместителем председателя Каневской райгосадминистрации. Мимо дамбы Каневской гидроэлектростанции переезжаем на левый берег. Проходим села Липлявое, Келеберда, въезжаем в Прохоровку. Здесь 160 жилых домов и 460 дач. Справа сосновый лес. Вдоль него стоит сплошной деревянный забор.
- Здесь 11 баз отдыха, - в Прохоровке встречает местная Мария Тукаленко, 47 лет. - Днепр, лес, горы. Но выход к реке почти весь отгорожен. Больше всего захватила база "Альянс". Заградили даже улочки, ведущие к Днепру. Местный фермер Михаил Загребельный не смог поле засеять, потому что ему не оставили 6 метров прибрежной полосы, чтобы в случае пожара спасатели могли заехать. А тут вдруг объявились еще какие-то хозяева. Захватили себе 9 гектаров леса с выходом к Днепру.
Вдоль Днепра едем к стройке. Доезжаем к месту поворота реки.
- Вот эти злополучные 9 гектаров, - показывает Тукаленко. – Нетронутыми остались лес и река. Землю отдали на сессии сельсовета. Тогда все село сошлось протестовать. Но депутаты проголосовали, - поворачивается. - У нас сельсовет объединяет села Прохоровка и Сушки. В Прохоровке втрое меньше людей, почти все депутаты - сушковские. Сушки к Днепру не выходят, им всё равно.
Углубляемся на несколько сотен метров в лес. На вырубленном участке строительный кран разгружает фуру с газобетонными блоками. Звоню прорабу. Тот называется Юрием.
- Все страхи крестьян напрасны. Здесь будет котеджный городок. Береговую линию захватывать не станем. Крестьяне смогут ходить к реке. Все документы оформлены правильно.
Возвращаемся.
- Есть здесь ещё одно лакомое местечко - санаторий "Жовтень", - рассказывает Мария Тукаленко. - Стоит на горе, на месте дома первого ректора Киевского университета Михаила Максимовича. Там и его могила. Здесь бывали Шевченко и Гоголь. Санаторий сейчас не работает, есть только директор и два сторожа. Здесь под горой стояла деревянная церковь, - показывает на заросший участок. - В ней снимали фильм "Вий". Потом сгорела. А в санатории Юрий Ильенко снимал свою "Молитву о гетмане Мазепе".
Идем по безлюдному санаторию. Он имеет девять одноэтажных корпусов. Вдали - могила Михаила Максимовича.
- Если бы не эта могила - санаторий давно пошел бы в частные руки. А так не могут землю приватизировать. Максимович даже после смерти ее охраняет.
Едем в сельсовет.
- Наш председатель Виталий Григорьевич - сушковский, - говорит Мария Тукаленко. - Ранее механиком в лесхозе был, на лошадке ездил. Когда землю крутым отдал - приоделся, "Ауди А6" появилась.
Сельсовет отремонтирован, с новыми окнами и дверями.
- В действительности эти 9 гектаров еще в 2007 году выделила райгосадминистрация, - объясняет сельский председатель 43-летний Виталий Дошка. - Мимо села проходят три газопровода, а газа не было, нужно было свыше 3 миллионов. Инвесторы из Киева пообещали выделить на подводной газогон. За это им выделили землю. В прошлом году они подвели газ, 30 октября полностью законно начали строиться. В их кооперативе 37 владельцев. Имеют государственные акты. В наших селах сельхозобщества нет, а инвесторы обещают 100 рабочих мест. За вырубленный лес сельсовету заплатили 508 тысяч гривен.
Спрашиваю о базе "Альянс".
- Это раньше они к Днепру не пускали. Сейчас выделили 6- метровую полосу. Крестьяне могут ходить, - отвечает председатель.
- Ситуация интересная, - говорит 49-летний Леонид Даценко, бывший кандидат в нардепы по Каневскому округу. - В 2007 году тогдашний губернатор Александр Черевко жал на голову Каневской РГА Николая Лисуна, чтобы тот отдал землю частникам. Лисун согласился. Тем временем ныне покойный Юрий Ильенко обратился к президенту Ющенко. Просил включить эти земли в Шевченковской заповедник, потому что здесь стоял шинок, где жандармы арестовали Тараса Шевченко. Ющенко распорядился не отдавать землю и восстановить шинок. На Лисуна завели уголовное дело, дали четыре года условно, но распоряжение не отменили. Богачи спокойно получили акты.
Комментарии
1