вторник, 07 июня 2016 05:05

"Кислотный дождь выпал с сажей. Люди мыли крыши домов"

 

- Анализы воды в селах делают ежемесячно. Она чистая. Но кто скажет правду? Компания БРСМ помогла обустроить школу, заменила грунт, песок возле детского садика. Отремонтировала помещение. С чем обращались, с тем и помогли. Лето в прошлом году было засушливое. Если бы шли дожди, вода смывала бы те обгоревшие частицы. Они попали бы в колодцы. А так застряли где-то на небольшой глубине, зафильтровались, - говорит 47-летний Виталий Онищук, голова села Путровка Васильковского района Киевской области.

В прошлом году 8 июня в соседнем селе Крачки вспыхнула нефтебаза "БРСМ-Нафта". Огонь тушили девять суток. В цистернах было 14 тыс. т бензина и дизеля. Погибли двое работников базы и четверо пожарных. 20 человек получили ожоги.

Сейчас территория базы заграждена 2-метровым забором с колючей проволокой. Обгоревшие кадки покрыла ржавчина. На территорию не пускают двое охранников в черной спецодежде с нашивками БРСМ.

Слева от пожарища работает нефтебаза компании "КЛО". Справа - бетонное ограждение складов ракет Васильковского военного аэродрома. С вышки наблюдает солдат с автоматом.

Территориально нефтебаза принадлежит Путровскому сельсовету. К ней прилегают села Путровка, Крачки, Березанщина и Кобцы.

До первых домов Кобцов - 1 км. Там живут до 500 человек. Большинство домов закрыто. Это - дачи.

Во дворе дома с большими синими окнами чинит ручную сеялку 70-летний Григорий. Фамилию не называет.

-  Все нормально. Все можно есть, все чистое, - отворяет калитку. Стоит в серой засаленной рубашке и черных спортивных штанах. Резиновые тапочки надел на босую ногу. - В начале весны ко мне санстанция приезжала. Ходили с бутылями, брали воду из колодца. Нормальная, хорошая вода.

В небе пролетает военный самолет.

-  Вот большая проблема, чем пожар, - показывает вверх. - Моторы самолетов иногда так гудят, что окна трясутся. Ночью нельзя спать.

В центре села в магазине продавщица Надежда Григорьевна играет с племянницей 2-летней Викторией.

-  Когда горело, дым шел наверх. Ветер разносил, потому нас обошло, - рассказывает Надежда Григорьевна. - Тогда людей могли и эвакуировать, но не было потребности. Кислотный дождь выпал. Но не у нас, а дальше. Шел с сажей. Люди потом мыли крыши домов и все вокруг.

- Земля в окружающих селах не подешевела. В среднем просят 500 долларов за сотку. Недавно сосед продал дом без газа, но с электричеством за 40 тысяч долларов. Думаю, цена вверх поползет скоро. Потому что мы от Киева недалеко, - добавляет Надежда. - Из села на базе работали 18 человек. После пожара все уволились.

Наш односельчанин Саша Бондаренко собственными глазами видел, как сгорел еще тот армянин (оператор Артур Арустумян погиб первый - ГПУ). После того очень нервный стал, - добавляет Надежда Григорьевна.

Дождь с золой и выгоревшим мазутом накрыл часть села Путровка. Среди золы находили частицы металла. Тогда жителям запретили есть плоды с огородов и садов. Мол, могут заболеть раком.

Белая стена библиотеки покрыта черными пятнами от мазута.

-  В Путровке зарегистрировано около 2,5 тысячи жителей, - продолжает Виталий Онищук. - Люди не выезжают. Во время пожара столб дыма достигал 200 метров над селом. Заступил солнце. В больницу люди обращались, но серьезных проблем со здоровьем у них нет.

Я был там неделю. Черный возвращался домой. Футболка была вся в масле. Думал тогда - еще сгорит село, не прощу себе этого. Дома же возле базы стоят. Людей к озеру отвел. Чтобы в случае чего-то страшного прыгали в воду, - добавляет Виталий Евгеньевич. - В первые часы собрался штаб по тушению пожара. Никак не могли найти директоров компании. Не было плана расположения резервуаров и гидрантов. Я увидел, что недалеко два мужичка вертятся. Я к ним, а там наш местный Саша Бондаренко и начальник охраны. Пожарные спрашивали у него, есть ли на территории газолин (взрывоопасный бытовой газ - ГПУ). Охранник сказал, что нет. Позже выяснили, что была емкость на 400 "кубов" с этим газолином. И именно он тогда взорвался, когда погорели пожарные и поезд. Словно ракета, она улетела метров на 30 в сторону. А когда уже приехало руководство БРСМ, просили дать нам схему емкостей. Так они от руки нарисовали ее.

60  000  000 гривен моральной компенсации требуют от компании "БРСМ-нафта" родственники погибших во время пожара спасателей. Суды длятся с сентября 2015-го.

56  000  000 гривен составляют убытки от пожара на нефтебазе, говорят в МВД. Судов по делу пока не было.

40  000  000 гривен потратили в прошлом году на ликвидацию аварии

-  В этом году к сумме прибавили еще 18 миллионов гривен. С "БРСМ-нафты" их не взыскали. Куда исчезли деньги, неизвестно. Отчета нет, - говорит Татьяна Тимочко, председатель Всеукраинской экологической лиги. - Частная компания тоже молчит и никому ничего не выплачивала. В сельсоветах вокруг базы не могут посчитать убытки, потому что нет отчета о последствиях пожара.

Сейчас вы читаете новость «"Кислотный дождь выпал с сажей. Люди мыли крыши домов"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть