Восьмой год Музей украинского народного декоративного искусства пытается вернуть коллекцию фарфоровых изделий, которая пропала с завода "Киевский фарфор".
— Там были редкие вазы, сервизы, подсвечники, шкатулки, — говорит Адриана Вялец, директор музея.
Киевский керамико-художественный завод основали 85 лет назад. Мастера создавали эксклюзивные изделия. В 1990-х завод приватизировали, реорганизовали в общество "Киевский фарфор". В 2003-м предприятие обанкротилось. Согласно распоряжению Кабинета Министров №396, "коллекции ассортиментных кабинетов, которые имеют исключительное историческое и научное значение, заносятся в Государственный реестр национального культурного достояния. В случае приватизации имущества государственных учреждений отмеченные ценности остаются в собственности государства".
— После банкротства нам позвонил директор завода Игорь Заставенко, — продолжает Адриана Вялец. — Сказал, что хочет передать памятки искусства, попросил выбрать самое ценное. Наши сотрудники месяц составляли коллекцию. Из четырех тысяч изделий отложили полторы тысячи чистого эксклюзива. Были авторские работы мастерицы петриковской росписи Марфы Тимченко, Веры Клименко-Жуковой, скульптора Владислава Щербины.
Директор завода предложил Адриане Вялец подписать договор о передаче коллекции с владельцем контрольного пакета акций Анатолием Кафтей.
— Я тогда почувствовала, что Кафтя положил глаз на коллекцию, — говорит она. — Оказалось, что за все годы независимости на заводе не проводили учет ассортимента. Мы сами показали, что ценное, а что хлам. После этого коллекция исчезла.
Президент Виктор Ющенко дал личное поручение Генпрокуратуре вернуть коллекцию государству. Три года назад суд признал Кафтю виновным, но тот сразу попал под амнистию. Ущерб не возместил.
— Все закончилось тем, что в сентябре прошлого года Заставенко привез нам 500 вещей битого ширпотреба из советских кафетериев, — говорит Вялец. — А коллекции нет. Балансовая стоимость пропавшей коллекции фарфора составляет 152 тыс. грн.
— В действительности стоит сотни тысяч долларов, — комментирует скульптор 85-летний Владислав Щербина. — И каждые пять лет дорожает вдвое. Думаю, коллекция за рубежом. Если бы была в России или Украине, то я знал бы.
Комментарии