
12 октября Киевский райсуд Донецка вынес приговор троим участникам банды Нифонтова - от восьми до 11 лет тюрьмы.
Преступная группа действовала 12 лет. 48-летний Андрей Нифонтов, его двоюродный брат 33-летний Владимир Шмидт и 29-летний Александр Леляк покупали части в квартирах. Под пытками вынуждали других владельцев продавать жилье за бесценок.
Перед объявлением приговора около здания суда общаемся с потерпевшими.
- Помню, как я их увидела в первый раз в 2001-м, - вспоминает 72-летняя Ирина Смирнова. - Шмидт вломился ко мне в грязных сапогах и влез на диван. Давай харкать и растирать плевки по ковру.
2-комнатную квартиру сын Ирины Трофимовны приватизировал без ее согласия и продал свою половину Андрею Нифонтову за 1 тыс. грн.
- Не верилось, что такое возможно, - вспоминает дочка Ирины Смирновой, 51-летняя Валентина Мажара из Москвы. - Я приехала навестить маму в 2002-ом и застала квартиру в разгромленном виде. Мать подавленная. Говорит, свет не включай, к окну не подходи, телефон не бери. Ближе к ночи - звонок в двери. На пороге человек. Говорю: "Здравствуйте, вы к нам?" И получаю кулаком в лицо. Он бил меня руками, пинал ногами, превратил мое лицо в сине-зеленую гематому. В таком виде я пришла в прокуратуру. А мне ответили: "Но вы живая! Синяки сойдут, а этот парень имеет такое же право на квартиру вашей мамы, как и она. Пробуйте найти с ним компромисс". Маму бандюки истязали, как фашисты - заливали кровать водой и открывали в мороз окна - "Загорай!" Шприцами кололи тело. Убили собаку на ее глазах.
- Я до сих пор боюсь появляться у себя, не могу, мерзко. Там бандитский притон был. Нифонтов называл себя бизнесменом. Запугивал: "Каждому твоему защитнику отобью голову. У меня и судьи свои, и прокуроры", - добавляет Ольга Журавлева, 54 года.
Половину в ее квартире Андрей Нифонтов купил на торгах, которые проводил "Укрспецюст". По приговору суда у сына Ольги Журавлевой конфисковали имущество - половину квартиры.
- Я хотела ее выкупить, но меня не пустили на аукцион. Нифонтов стал единственным участником торгов и купил за 3 тысячи долларов половину квартиры, которая стоила не меньше 60 тысяч, - говорит Ольга Журавлева.
В прошлом году в июле судья Олег Бурлаченко из этого же Киевского райсуда оправдал всех обвиняемых. Потерпевшие подали апелляцию и добились пересмотра. 7 марта этого года троих членов банды арестовали опять.
- Я пожаловалась на судью Бурлаченко в Высшую квалификационную комиссию судей. Мне дали ответ, что он все сделал по закону. Кстати, вот его джип "митцубиси", - показывает на стоянку около райсуда Елена Алабут, 54 года.
Женщины обсуждают, что по делу проходят 10 потерпевших, а фактически было намного больше.
- В УБОПе говорили о 139 отобранных квартирах, - говорит Ирина Смирнова.
- Других потерпевших уже нет в живых, и никто не хочет выяснять судьбу этих людей, - добавляет Елена Алабут.
С опозданием на 3 часа начинается заседание.
Подсудимые в клетке отворачиваются, увидев камеры. Александр Леляк одет в спортивный костюм. Его односельчанин из Селидовского района Донецкой области Владимир Шмидт прячет лицо в кофте с капюшоном. У Андрея Нифонтова седые волосы, короткая прическа. Он одет в коричневый джемпер.
Их арестовали в августе 2007-го. По делу за пять лет поменялись четыре судьи и шесть прокуроров.
Судья Оксана Эпель 4 часа читает приговор. Олегу Пахолку бандиты сломали ребро. У Александра Бережного разбили ломом сантехнику, перерезали телевизионный и телефонный кабели. Соседи рассказывали, что Бережных били ежедневно, из балкона они кричали, чтобы кто-то вызвал милицию. 75-летнюю Инну Антипену в день ее рождения Шмидт заставлял доедать за ним курицу.
Ирина Смирнова и Елена Алабут рыдают.
В перерыве журналисты обступают клетку, просят подсудимых прокомментировать услышанное. Те садятся на корточках, закрывают лицо руками. Молчат.
- Говори, - обращается к Нифонтову Ирина Смирнова. - Раньше-то ты был борзым!
Ее дочь подходит к адвокату Андрея Нифонтова. Молодая брюнетка настаивает, что ее клиента оговорили.
- Не будет у вас будущего, - говорит ей Валентина Мажара.
Адвокат улыбается, крутит в руке белый айфон.
- Нифонтова признать виновным и назначить ему наказание в виде 11 лет с конфискацией. Владимира Шмидта приговорить к 10 годам с конфискацией, Александра Леляка - к восьми годам, - заканчивает Оксана Эпель.
Пострадавшие подавали иски о возмещении морального ущерба от 100 тыс. грн до 1 млн грн каждый. Суд постановил выплатить по 5-30 тыс. грн компенсации морального ущерба и от 300 грн до 30 тыс. грн материального ущерба. Части квартир потерпевших, которые были выкуплены Андреем Нифонтовым, теперь подлежат конфискации.
Комментарии
2