Ексклюзивы
пятница, 10 июня 2011 11:37

Анатолий Вдовиченко 14 лет провел в рабстве

Автор: фото: Ирина Патлатюк
 

58-летний Анатолий Вдовиченко 7 июня вернулся в Украину. Он 14 лет провел в рабстве в Таиланде. Привез родным подарки и $18,5 тыс., которые отсудил у работодателя.

С женой и двумя дочерьми Анатолий жил в Одессе. Работал на заводе "Кислородмаш". Ездил в командировки за границу, в частности и в Юго-Восточную Азию. В 1996 году полетел в Бангкок устанавливать оборудование на фабрике. Ее владелец обманом заставил украинца остаться и работать. Полгода назад Вдовиченко удалось вырваться на волю.

После плена он приехал к матери в город Христиновка на Черкасчине. Дом расположен возле железнодорожного вокзала. У двора припаркована машина.

Мать, 78-летняя Галина Трофимовна, сидит с на три года младшей сестрой Людмилой на диване у крыльца. Рассматривают корешки саженцев, которые Анатолий привез из Таиланда.

— Тот день, когда он уехал от нас в Одессу, я как будто сфотографировала, — вспоминает Галина Вдовиченко. — У меня перед глазами все годы было, как он в поезд садится. А как пропал, то не знали, что делать. Ждала сначала, но что ждать? Пошла в милицию написать заявление. А там говорят, что нужно ехать в Одессу, потому что он там приписан. А куда же я поеду, как заболела? Три раза писала на "Жди меня". И ждала. Снился мне часто — как будто он появляется, я спрашиваю: "Сынок, где же ты так долго был?" А он: "В пещере". Соседка сказала, что его уже живого нет. Я молилась, просила у Бога, чтобы весточку о Толике услышать. К знахаркам и экстрасенсам не ходила — не верю в это. Одно делала — молилась. Из-за нервов стала совсем никудышней. Отец его не дождался — умер в феврале год назад.

47-летняя Ольга Шарандак, сестра Анатолия, все это время искала брата.

— Я постоянно писала на сайте "Жди меня", перечитывала сообщения о найденных людях, — рассказывает. — Когда появилась первая статья в интернете о Толе, у нас был шок. Мы не знали, с кем связаться. Потом нашелся номер его дочери. Так мы начали общаться то по мобильному, то письмами по электронке. Брат очень изменился. Но в аэропорту узнала его сразу, и он меня узнал. За 3 часа дороги домой вспомнили и детство, и юность. Еще не верю, что он уже с нами.

С Анатолием разговариваем в доме в большой комнате. Посреди нее стол, на нем ноутбук — подарок тайских друзей. Рассказывает, что работал на фабрике, которая заправляла баллоны кислородом для технических нужд.

— Я был и инженер, и слесарь, ремонты делал, потому что оборудование старое, все ломалось. Когда случались аварии, то не спал по два-три дня. Со мной работали рабочие из Бирмы. Двое ребят выучили от меня английский. Остальные меня понимали, хотя говорили на тайском. А я знал тайский, чтобы на базаре скупиться. Хозяин говорил на английском.

Я поехал устанавливать оборудование, но сильно обжегся, прошло полгода, пока все зажило. У меня Пансак — владелец фабрики — забрал паспорт, чтобы продлить визу. Но не сделал этого. Деньги не платил. Жил я с рабочими в доме возле фабрики. Он делился на такие клетушки, потому что комнатой это не назовешь. В клетушке ничего не было. Я сварил себе кровать из арматуры, заложил фанерой, нашел матрас. Ванны не было, но была вода. Деньги давали на руки моим рабочим — они покупали продукты. В основном постный рис и острые специи к нему, было и мясо. Я ел раз в день — вечером. Утром пил кофе. Обеда не было. Фруктов никаких не давали, хотя там они очень дешевые. Из-за отсутствия витаминов у меня выпали зубы.

Я не видел выхода из ситуации. Началась сильная депрессия. Без документов пойти никуда не мог, мне угрожали физической расправой. Никто не бил, но были случаи, когда охранники стреляли из пистолета в воздух.

А нашли меня благодаря ребятам из Бирмы, которые работали со мной. Они ехали домой из заработков и боялись, что я погибну. Попросили адрес моей семьи и написали письмо в Одессу. Потом начали выдавать немного денег на еду — 500 бат ($17) в неделю. Я растягивал их на две-три недели. Сэкономил и купил телефон. Прятал его, чтобы никто не видел, потому что купить другой не было бы возможности. Один из бирманцев позвонил мне на день рождения и сказал, чтоу него есть для меня подарок и перезвонит через полчаса. Позвонила девушка, которая говорила на русском. Я долго не слышал ни русского, ни украинского, поэтому спросил у нее на английском — кто ты? А она: "Это я, твоя дочь". Тогда я впервые заплакал и почувствовал, что возвращаюсь к жизни. Потому что уже был похоронил себя. Позже позвонил консул из украинского посольства.

Анатолий подсчитал, что за 14 лет заработал $200 тыс. Однако хозяин отдавать средства не хотел.

— Он сначала испугался. Выплатил 10 тысяч долларов и пообещал, что сделает все, чтобы я счастливо вернулся домой. Я не поверил. Он заверил, что остальные отдаст позже, а паспорт — еще позже.

Анатолий поехал в посольство. Написал заявление в полицию. После этого его забрали к себе знакомые — тайские бизнесмены, с которыми когда-то работал. Сняли ему квартиру.

— Я освоил компьютер заново, много читал. Знал все новости об Украине, — говорит Вдовиченко.

Он судился с хозяином, чтобы тот вернул остальные деньги. А 20 мая подписал мировое соглашение: Пансак к $10 тыс. прибавил $8,5 тыс.

— Я заплатил 8 тысяч бат ($270) штрафа за незаконное пребывание в стране. Согласился на сумму 18,5 тысяч, потому что с Пансаком пришлось бы судиться еще года два, а времени у меня не было. Думаю искать работу. Тайские друзья просили найти им партнеров в Украине: они металлурги и хотели бы работать здесь.

За время, что прошло с 1997-го, жена Анатолия вышла замуж во второй раз. Дочери работают: одна юристом в Одессе, а вторая — стюардесса на круизных лайнерах.

После разговора Вдовиченко с сестрой Ольгой отправляется в Умань встретить свою старшую дочь — 33-летнюю Наталью. Она ехала из Одессы, но не нашла дорогу на Христиновку. Встречаются в Умани. Анатолий крепко обнимает дочь. Всем трудно говорить. Наталья говорит, что если бы увидела отца на улице, то, наверное, не узнала бы. Садятся в ее зеленую "черри" и едут на Христиновку. Там собралась вся семья, чтобы отметить возвращение Анатолия.

Сейчас вы читаете новость «Анатолий Вдовиченко 14 лет провел в рабстве ». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

15

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть