85% украинцев считают, что власти должны вмешаться в деятельность представителей Русской православной церкви в Украине. 66% убеждены, что эту церковь в Украине нужно вообще запретить. Такие результаты показало социологическое исследование.
В прошлом году СБУ провела контрразведывательные мероприятия на объектах, которыми пользуются представители РПЦ в Украине. На территории епархий обнаружили российские паспорта, георгиевские ленты, символику "Оппозиционной платформы – За жизнь" и методички главы РПЦ Кирилла Гундяева.
В апреле сообщили о подозрении бывшему настоятелю Киево-Печерской лавры Павлу (Петру Лебедю). Тот делал заявления, оправдывающие или отрицавшие действия страны-агрессора Российской Федерации. Суд назначил ему круглосуточный домашний арест.
Несмотря на запрет деятельности на территории Украины церквей русской православной церкви, так называемой "УПЦ", большинство храмов столицы до сих пор не перешли в подчинение ПЦУ. Проводят службы на языке агрессора и продают русскую литературу.
О чем говорят в московских церквях Киева, узнавала корреспондентка Gazeta.ua.
МОЗГОВ НЕТ
Узкая и извилистая Докучаевская улочка спускается вниз к жилым советским многоэтажкам. Слева в огражденном забором саду мелькает теплый тусклый свет. На крыльце пожилой мужчина в темных джинсах и футболке собирает рабочие инструменты.
На заборе отражает фары единичных машин синяя вывеска с надписью "Свято-Троицкий храм". Церковь на Батыевой горе построили в 1916 году, но уже в 1930-е ее закрыли. Только в 2001 году здесь впервые за долгое время начали проводить службы.
На калитке висит большой железный замок – вечерние службы здесь проводят редко. Издали человек у входа в храм замечает гостю и поднимается по каменной лестнице к забору.
– Уже поздно, закрыт храм. Вы хотите помолиться?, – спрашивает на украинском.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как хасиды празднуют Рош га-Шана: фото и видео из Умани
Становится понятно, что он – священник. Имеет седую густую бороду, проницательные глаза и сморщенный лоб, на который спадают серые пряди волос. Приоткрывает калитку и проводит в храм. На полу, устланном ковром, лежат деревянные доски и желтый шланг для воды.
Пахнет жженым воском и ладаном, с улицы слышно сверчков. Отец Вячеслав дает в руки бумажную газету с историей церкви, правда на русском.
– Есть отзывы о храме?, – спрашивает после того, как говорю, что о церкви узнала в интернете. – Обо мне что-то пишут? Сейчас люди редко скажут что–нибудь хорошее. Человек хочет видеть то, что хочет видеть. Если злой – то кругом плохое увидит.
Плохие отзывы слышал из–за того, что церковь до сих пор подчиняется РПЦ. Правда, сам священник называет храм "украинским православным".
Ни Варфоломей, ни Кирилл, ни Онуфрий – это же не боги
– У нас УПЦ. А как по-другому может быть?, – говорит немного расстроенно. – Что это за спекуляция и какой-то бред сумасшедшего? Бог – украинец или россиянин? Зачем это делать? Одно дело, что бывают священники подлецы, извините, – это правда. Мы к Богу приходим, нужно ему верить. Ни Варфоломей, ни Кирилл, ни Онуфрий – это ведь не боги, а чиновники церковные. Забыли просто, мозгов нет. Надо объяснить людям, что такое церковь вообще.
Мужчина напуган последними событиями, произошедшими в украинской религиозной ячейке. Киево-Печерская лавра – святое место, уверяет.
– Есть грехи человеческие, а есть против людей и церкви – это горе. Если поп пришел и зарабатывает деньги на верующих, то что ты делаешь?
Люди продолжают приходить на службы, – рассказывает священник. Однако не так много, как было раньше. Церковные праздники продолжают отмечать по старому стилю, признается.
– По календарю, данному Богом. Старый стиль – это данный Богом. Пасха будет, независимо от церкви, – говорит напоследок, извиняется и просит уйти, потому что уже будет закрывать храм.
РОССИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Покровский женский монастырь в историческом центре столицы до сих пор находится в подчинении русской православной церкви. Обитель на Кудрявцевой горе основала русская княгиня Александра (в монашестве – Анастасия. – Gazeta.ua), жена князя Николая – брата русского императора Александра II. Здесь в садах обители покоится ее тело.
Заметить каскад из храмов в глубине кварталов нетрудно – золотые купола выглядывают за пожелтевшими каштанами и застилают небо. Величественные каменные ворота голубого цвета украшены ликами святых. У входа паркуются дорогие автомобили.
Прихожане приезжают в монастырь даже для того, чтобы погулять по территории. В садах высадили розы, на зеленый газон с деревьев попадали краснобокие яблоки. Свято-Покровский храм находится на нижней части обители, но там проводят только утренние службы. Постоянно открыта Николаевская церковь – с фасадами зеленого цвета и высокими куполами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как выглядит сейчас самая большая свалка Украины и как людям живется рядом с ней
Дверь внутрь открыта, к ней ведет высокая лестница с коваными перилами. В соборе поражают высокие потолки, украшенные лепниной, позолотой и церковной росписью. Слева у алтаря и икон в блестящих рамах совершает молебен священник. Лицом к алтарю склонился над стойкой с бумажками и тихо что-то говорит. За ним – в платках и длинных юбках время от времени крестятся и кланяются верующие.
– А это русская или украинская церковь?, – спрашиваю женщину в тонком платке, завязанном на затылке.
– Нормальная, Боже!, – с нескрываемым раздражением повышает голос прихожанка и быстро уходит.
На дворе у ворот собрались верующие – кто стоит, а кто сидит на парапете. Слушают экскурсовода – пожилую женщину с короткой стрижкой в центре "собрания".
– Архитектура псевдороссийская, – рассказывает. – Россия 200 лет назад еще запретила строить у нас по украинской традиции. Анастасия, основательница монастыря, построила здесь больницу с новейшим европейским оборудованием. Первый рентгеновский аппарат в России был здесь – в больнице княгини.
Недалеко от церкви под деревьями стоит "Монастырская лавка". Здесь хватает товаров – иконы, одежда, товары для крещения детей, молитвенники и даже детские книги. Большинство литературы в магазине – на украинском языке.
По лестнице медленно спускается женщина в голубом платке, на вид лет 70. Держится за перила и опирается на деревянную палку. Это русская церковь, говорит.
Они же далеки от мирской жизни, здесь церковная
– Монастырь относится к русской православной церкви, – уверенно говорит Любовь. – Они же далеки от мирской жизни, здесь церковная. Молятся здесь о всех, даже о врагах. Надо ходить, пока ножки бегают. 21 сентября будет Рождество Пресвятой Богородицы – большой праздник.
В храме все праздники будут отмечать по старому стилю, рассказала прихожанка. 27 сентября советует пойти в Храм Воздвижения Господня на Подоле, названного в честь праздника.
– Я здесь близко живу, но хочу повсюду побывать, – говорит по-русски киевлянка. – Уже 30 лет в Свято-Покровскую церковь хожу. А есть такие храмы, которые закрывают. А это – наша святыня. Ходила я в одну церковь – а она уже закрылась, Эпифаний забрал. Хотела заказать панихиду – сказали не приходить. Лавру вроде уже забрали, была там 17 августа последний раз. А тут же похоронена святая Анастасия – она из Петербурга, и княжна София – из Москвы.
Чтобы точно знать даты всех праздников – советует купить церковный календарь в магазине. Сама же приобрела хлопчатобумажный платок, мол от самой Анастасии.
– Стирать нельзя, а если и так – то воду потом в землю вылить, – объясняет и спешит снова в магазин верующая. Хочет купить еще лампадку.
"НАКАЗЫВАЕМСЯ ЗАПАДОМ"
– Здесь же тоже есть работа. Целый день на ногах, – говорит монахиня в длинном черном платье с покрытой головой. Разговаривает на русском, словно на родном.
Вознесенский Флоровский монастырь на Подоле скрылся во дворах. Перед воротами раскинулась небольшая аллея, которая уже стала родной для бездомных и пьяниц. Женщина в грязной куртке спит на бетонных плитах, а рядом поставила бумажный стакан для пожертвований. У забора пьют двое мужчин – едва стоят на ногах.
На входе вывесили предупреждения для посетителей: никаких сигарет, алкоголя и фотокамер. Разговаривать по телефону также нельзя. Вход в храм с противоположной стороны улицы. Под дверью крестится и кланяется мужчина в красной футболке. Перед ним висит расписание богослужений, написанное на русском.
От посетителей, монахинь и служителей здесь почти невозможно услышать украинские слова. Это же касается и книг в церковном магазине. Большинство литературы здесь – печатают в России.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Лужи крови, страшные ранения и мысли о "заморозке" войны: как медики работают на "нуле"
Обращает на себя внимание яркая и толстая книга на нижней полке – "Кулинарная книга верующих. Более 1000 рецептов блюд российской кухни". Издана в городе Балашиха Московской области.
Прямо перед глазами стоит тонкая брошюра с женщиной в российской национальной одежде на обложке. "Сарафан лучше брюк" напечатали во Владимире в России. Это своеобразное руководство для женщин о том, как должна вести себя и одеваться "истинная" христианка.
Мол нельзя пользоваться косметикой, потому что она портит естественную красоту женщины. Также здесь можно прочесть о русском народном костюме.
– А это русская народная одежда?, – спрашиваем у продавщицы.
– Да, это для тех, кто любит такие сарафанчики, – отвечает.
– Есть что-то подобное об украинском национальном костюме?, – продолжаем узнавать.
– Нет, такого нет, – удивленно говорит монахиня.
Без нарративов "русского мира" в брошюре не обошлось. На одной из первых страниц пишут, что брюки пришли в Россию из Америки. И если сейчас мол "поклоняемся американским изобретениям, то Западом и наказываемся". Находим строчки и о якобы преимуществах "самодержавного правления".
На вечернюю службу собираются миряне. Заходят в храм и целуют иконы на стенах, вытирая стекло после губ тряпкой, которая оставляет разводы. Монахини зажигают лампадки, ставят свечи и начинают читать молитвы на русском.
Служители иногда повторяют ритуал с целованием икон, за ними – и прихожане. В темном зале становится неуютно от хаоса. Священник в длинной рясе выходит из алтаря и размахивает кадилом – дым разносится вокруг и туманит глаза. Сгорбленная бабушка становится на колени и прикладывает голову к полу.
– За преподобного митрополита Онуфрия молимся, – грубым голосом пропел священник и все начинают креститься.
Комментарии
3