29 марта Национальный заповедник "Киево-Печерская лавра" разорвал договор с Русской православной церковью в Украине. У нее был действующий монастырь на территории святыни.
Договор о безвозмездном пользовании зданиями и имуществом лавры был заключен в июле 2013 года. Однако в ноябре прошлого года священнослужители, правившие в святыне, попали в ряд скандалов. Сначала, 12 ноября, во время богослужения церковный хор начал прославлять Россию и петь "Звон плывёт, плывёт над Россией, пробуждается Матушка - Русь". В конце того же месяца служба безопасности Украины провела в лавре обыски. На территории обнаружили лиц без документов, граждан России, а также враждебную пропагандистскую литературу. Также была найдена большая сумма денег. Позже против тогдашнего наместника лавры Павла (Лебидя) ввели санкции и возбудили уголовные дела.
Учитывая это, в Министерстве культуры и информационной политики была создана межведомственная рабочая группа, которая и постановила расторгнуть договор.
Временно исполняющим обязанности наместника лавры глава Православной церкви Украины Эпифаний – назначил архимандрита Авраамия. До этого архимандрит являлся членом Духовного собора Киево-Печерской лавры. Однако, добровольно вышел из состава РПЦ в Украине и призвал братию остаться в лавре, но уже в составе ПЦУ.
Корреспондентка Gazeta.ua встретилась с нынешним наместником святыни и поговорила с ним о том, как живет лавра. А также об отношениях с Павлом Лебидем и другой братией, проживавшей в монастыре раньше.
ЛУЧШАЯ ПРОПОВЕДЬ
На территории Верхней лавры, где возвышается Успенский собор, тихо и мало людей. Иногда слышен звук рабочих инструментов, женщины в фартуках убирают опавшие желтые листья с брусчатки. Площадь перед храмом заливает солнечный свет, а работники открывают магазины и музеи.
Настоятель монастыря Авраамий встречает у входа. Стоит в черной рясе и скромном жилете, каштановые волосы аккуратно зачесаны назад. Заходим в собор - едва тлеет желтый свет, горят тонкие свечи, отражаясь на стекле и золотом убранстве алтаря.
- Нам предоставили пока 70-й корпус, где мы развиваем новую монашескую общину, но в составе юрисдикции Православной церкви Украины, - рассказывает Авраамий о возвращении в государственную собственность лаврских сооружений. - Монахи продолжают проживать на территории монастыря, но уже незаконно, потому что договор с УПЦ расторгнут. Потому эта ситуация сложная. Им могут разрешить проживать там в дальнейшем, однако только в составе юрисдикции ПЦУ.
Настоятель приносит два стула, садится напротив. Рассказывает, что родился в многодетной семье. Его отец был священником, поэтому с детства воспитывался в православной вере, а каждый его день начинался с молитвы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как выглядит крупнейший спальный район Украины после бомбардировок РФ и как там живут люди
- Проходили годы, а моя мечта с детства была - стать священником, - признается, улыбаясь. - Она сбылась, еще и в таком большом объеме. Если бы мне когда-то сказали, что придется взять на себя такую тяжелую ношу - возглавить лавру - то я бы никогда в это не поверил.
Авраамий получил духовное образование и принял сан диакона, а позже - священника. Начинал с низов, вспоминает.
- В свое время был приходским священником в Черкасской области. Имея такой опыт, понимаю и стараюсь относиться к каждому монаху с уважением и любовью, потому что это непростой путь. Конечно, если это действительно по призванию сердца, потому можно говорить красиво, а делами быть далеким от этого. Лучшая проповедь - это жизнь священника.
- Можно ли тогда назвать настоящим священником бывшего настоятеля лавры Павла Лебедя? - спрашиваем.
К проукраинским монахам здесь относились свысока
- Не буду кого отдельно выделять или осуждать, потому что Господь всех рассудит, - отвечает архимандрит. - Главное, мы знаем, что эта фигура - чрезвычайно одиозная, амбициозная своим характером и уверенностью. Но никак не подобает священнику, а тем более монаху, проклинать людей.
Впервые с Павлом познакомился в 2019 году. Тогда Авраамий поступал на службу в Киево-Печерскую лавру, поэтому должен был получить разрешение наместника.
- У нас был длительный разговор, - говорит архимандрит. - С первых дней митрополит видел, что я проукраинский человек своей позицией и мнением. Неохотно он принял меня в братию лавры, но когда это произошло, я понял, что будет непросто с моими взглядами. Все знают, что к проукраинским монахам здесь относились свысока, считали, что занимаются не тем, чем нужно. Но каждый из них - гражданин страны, в которой он проживает, за которую должен молиться. Здесь все иначе, потому что молятся, за "Богохнанимую страну нашу". За какую? Таких вопросов, порождающих сомнения, можно задавать много. В лавре мы пережили ковид и уже тогда наблюдали безразличие бывшего наместника. Он уверял, что не нужно слушать врачей, и все будет хорошо. Проводят службы на русском, даже сейчас. Это старославянский, но с русским изводом, а есть киевский. Они служат на том языке, на котором Петр I провел реформу - то есть русификацию.
Наместник показывает настенную скульптуру слева. Между колоннами в профиль изображен Петр Румянцев-Задунайский - российский государственный деятель, занимавшийся уничтожением украинской государственности. Памятник появился во время реставрации Успенского собора, продолжавшейся в 1999-2000 годах.
- К сожалению, не был решен вопрос автокефалии в 1992 году, и мы потеряли время. Это работало в интересах агрессора. И стратегический план войны, по-видимому, был разработан заранее.
УГРОЗЫ ЗА "НЕПОСЛУШАНИЕ"
Начало полномасштабного вторжения окончательно подтолкнуло Авраамия к радикальным переменам. 29 марта 2023 года он перешел в ПЦУ.
- Я не могу служить тем людям, которые заинтересованы и работают на стороне агрессора. Заявления бывшего наместника меня смутили еще больше. Были наставления, что "нужно переждать три-четыре дня - и все будет хорошо". Когда что-то пошло не по плану, то начали на ходу переобуваться и показывать, как любят Украину и армию, хотя на самом деле совсем не так. Таким людям не место в общеукраинской святыне. Они до сегодняшнего дня ждут их (россиян. - Gazeta.ua), сидят в роскошных усадьбах, кожаных креслах и рассказывают, что они мученики.
Архимандрит был назначен исполняющим обязанности настоятеля Киево-Печерской лавры. В тот же день московский патриархат запретил ему служение.
- Рассказывали, что в ПЦУ ничего не получится, что в Верхней лавре нет людей, но с каждым воскресеньем приходит все больше верующих. И это - молодые и активные люди, что говорит о расцвете. Как говорил митрополит Эпифаний: "Наша церковь открыта для всех". Даже для представителей Московского патриархата, которые пытаются за что-то зацепиться и оправдаться, потому что понимают, в каком положении оказались. Рассказывают, как любят Украину, но остаются при своих взглядах и общаются с друзьями агрессора. Пока это будет в нашей стране - будет война.
После своего публичного заявления у мужчины не было возможности вернуться в лавру. Представители РПЦвУ, так называемой УПЦ Московского патриархата, вырвали замки в дверях его кельи и ворвались в дом.
Многие монахи Киево-Печерской лавры готовы перейти в ПЦУ. Однако за ними ведут усиленный контроль, ведь переход поколебит доверие к московскому патриархату, объясняет настоятель.
Он их вызывает к себе во Вороньков на разговор
- Даже когда я нахожусь в юрисдикции ПЦУ в статусе исполняющего обязанности наместника, а мне до сих пор приходят угрозы от Павла Лебедя, представьте себе, что происходит с монахами. Знаем, что он их вызывает к себе во Вороньков (село на Киевщине, где находится имение Павла Лебедя. - Gazeta.ua) на разговор, и только можем догадываться, что это за разговоры. Когда люди спрашивают, почему нет переходов, надо понять тех монахов. Но каждый должен делать выбор, и если человек сознательный украинец, то должен быть на стороне добра и государства.
На угрозы от бывшего наместника Авраамий не отвечает. Сейчас живет в монастыре, правда, не все служители положительно отреагировали на его назначение.
- Никто этого не ожидал. Кто-то считает это изменой, но я рад, что рядом с Иваном Мазепой записан в московской церкви в числе предателей, - говорит. - Это говорит о том, что они теряют свою силу. То есть для них коллаборанты, сотрудничающие с агрессором, это нормально. Самое страшное в этой церкви то, что главное быть в составе Московского патриархата, а делать можешь все что угодно. То есть тебе все будет прощено, а как только заявляешь о своей позиции - это сразу расценивают как непослушание.
МОЛИТВЫ ЗА РОССИЯН
Продолжаем разговор на улице, медленно идем по аллее. К наместнику время от времени подходят здороваться прихожане и протягивают руки, прося благословения. Увидеть находившиеся в аренде РПЦ здания здания сейчас нельзя. Многие помещения на момент передачи были в заброшенном состоянии.
Из бывшей резиденции митрополита Онуфрия представители Московского патриархата вывезли всю мебель, иконы и даже сняли освещение. Трехэтажное здание находится в Нижней лавре. Там была сауна, комната для переговоров и трапезная.
- Сейчас там формируется наша община. Блаженнейший до последнего дает шанс приобщиться и монахам Московского патриархата. Но это их выбор, - рассказывает наместник. - Они до последнего думали, что их будут из кельй за руки и ноги выносить. Входили в резиденцию на законных основаниях в присутствии полиции и комиссии заповедника, хотя представители УПЦ кричали, что я захватываю этот корпус. Больше всего удивило - отнюдь не аскетический образ жизни. Говорят одно, а живут по-другому. Возникает вопрос, почему говорят "терпите, вы мученики, исповедники", а самые далеки от этого.
Также в резиденции расположены помещения, в которых раньше проходил священный синод Московского патриархата и, говорит Авраамий, зачитывали молитвы за русских военнопленных.
- Это что такое? Пусть посмотрят в глаза женщинам, матерям, детям, чьи родные не вернулись с войны, - возмущается он. - Сейчас в этом храме совершаем вечерние и утренние молитвы, но уже на украинском языке. То, что забрали ценные вещи из обители, можно увидеть по Успенскому и Трапезному собору. Вывезли иконы и другую церковную утварь. Это говорит о ненасытности к этим вещам, привязанности к материальному. Рассказывают, что защищают святыню от осквернения, но при этом все вывезли - голые стены. Когда я выходил из кельи, у меня была одна сумка с личными вещами, а все остальное оставил там. Онуфрий действительно духовный человек, монах, но большое значение имеет окружение.
У обычных монахов были скромные кельи. Стояли кровать, шкаф, стол, средства гигиены, а также святой уголок с иконами. Те служители, которые входили в Духовный собор, имели немного большие жилища.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Противный Путин, Сталин в грязных штанах и сетки для ВСУ: как живет старейший волонтер Украины
У монахов свой распорядок дня, который начинается с молитвы в 6:00. Должны присутствовать все. После этого идут выполнять послушание - выпекают просфоры, убирают пещеры и т.д. Выйти в город можно только по благословению. Одежду, средства гигиены и вещи первой необходимости обеспечивает обитель.
- Я жил при храме Агапита и имел три кельи. В одной из них в начале полномасштабного вторжения я хранил военную амуницию, которую мы вместе с волонтерами собирали для украинских бойцов. С границы передавали аптечки, каски, бронежилеты. Все это отправляли на передовую по "Новой почте". Я думаю, что братия догадывалась об этом, потому что ко мне часто приезжали военными машинами.
КАРТИНКА ДЛЯ АГРЕССОРА
Архимандрит организовывал студентов помогать разгружать гуманитарную помощь, однако не разглашал это вообще. В начале Великой войны прочитал в своей келье молитву на украинском языке и поделился этим на странице Facebook.
- Бывшего наместника это очень задело, - вспоминает. - Он позвонил мне и сказал: "Тобой определенные люди займутся". Тогда я понял, что не могу быть в монастыре, где есть поддержка врага. Для меня это было страшно, поэтому начал искать пути, как присоединиться к ПЦУ. В этой церкви мог найти спасение для своей души и говорить о важных в наше время вещах. Зимой Служба безопасности начала в лавре обыски. Обнаружили русскую литературу, но это не было секретом, потому что каждый мог ее увидеть в церковных магазинах. Тогда стали ее убирать с прилавков.
Авраамий часто видится с митрополитом Эпифанием, поскольку он постоянно присматривает за лаврой. Не хочет повторить ошибки, которые совершили представители УПЦ, признается наместник.
- Все вопросы обсуждаем. Его рекомендации и советы - чрезвычайно мудрые. Эпифаний открыт, искренен и любит, чтобы все было благочестиво, как это положено монастырю. Может быть строгим, если кто-то нарушает порядок. Он очень хороший администратор, который умеет все организовать. Взял на себя большую ношу, но мы видим, что украинская церковь развивается, о чем свидетельствуют переходы служителей.
Вход в Нижнюю лавру закрыт, нет доступа и в пещеры. Перед шлагбаумом до сих пор стоит несколько верующих Московского патриархата с иконами в руках. Прихожане лавры стали заложниками и жертвами идеологии "русского мира", убежден настоятель, поэтому так упорно защищают руководство УПЦ.
Тем, кто свято верит в пророссийскую идеологию, не место в нашем государстве
- 32 года в церквях проповедовали, что мы "единый народ", "единая Русь". даже приравнивали три страны (Украину, Россию и Беларусь. - Gazeta.ua) к Святой Троице - кто вообще мог думать о таком? - перебирает в руках черные четки. - Люди в этот праздник верили, и когда "русский мир" к нам пришел, начали возникать вопросы. Поэтому представители Московского патриархата пытаются оправдать свои действия и рассказывают о репрессиях в отношении к ним. Хотя мы видим, что они полноценно освящают храмы, занимаются своей деятельностью, и их никто не преследует. Но тем, кто свято верит в пророссийскую идеологию, не место в нашем государстве. Большая часть епископата уехала в Россию - значит они оправдывают войну. Верующих используют в своих целях и эти так называемые "молитовные стояния" - картинка для агрессора.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Людей привалило. Были крики, стоны" - очевидцы рассказали новые подробности удара России по терминалу НП
В лавре формируется проукраинская братия, а к общине присоединились 12 монахов. Служение проводят на украинском. Авраамий рассказывает, что удивился, когда был назначен наместником, и не держится за должности. Но понимает, что несет ответственность за монастырь и доверившихся ему людей. Недавно посетил гору Афон, где его приняли очень радушно.
- У меня есть мечта - вернуть лавру к тем преподобным временам. Монастырь должен быть монастырем, а не бизнес-проектом. Здесь должна продолжаться монашеская жизнь. Есть еще большая мечта, чтобы на территории Нижней лавры размещался дом для детей-сирот, особенно для тех, кто потерял родителей на войне. Обеспечим их всем необходимым, обучением, медициной. Для детей это будет лучшее место, - говорит напоследок наместник и прощается, потому что должен идти по делам.
Комментарии