"Недавно открыли пункт приема молока. Мне до него 6 километров идти. Раньше ездили машины по селу и молоко собирали от каждого двора, — говорит 35-летний житель села Березовая Лука Гадячского района. Просит не называть его. — Теперь каждый завод должен открыть свой пункт приема молока и сдавать должны только туда".
— В село начал ездить молоковоз из Сумской области. Платил по 2 гривни 30 копеек за литр. Большинство людей потянулись к нему. Заготовители из Гадячского и Пирятинского молокозаводов платили меньше и деньги давали несвоевременно. Так сумчанам черное делали — в село молоковоз не пускали. Районная власть распорядилась, чтобы они открыли в селе пункт приема и только тогда собирали молоко. Крестьяне ездили в район, отстояли заготовителя. Но видно, добра нам от этих пунктов будет мало.
В области активно открывают пункты приема молока. Планируют, что такие будут в каждом селе. Каждый отдельный заготовитель должен оборудовать свой пункт. Это может быть небольшое помещение со специальными холодильниками. Работник пункта проверяет молоко на качество, ведет реестр сдающих.
— Принимать молоко посреди улицы — негигиенично и опасно. Пункты открываем, чтобы крестьянское молоко не выпало из системы заготовки, учитывая современные стандарты. Хотя мы еще и далеки от европейских, но нужно к ним идти, — говорит Александр Сень, начальник управления агропромышленного развития.
В этом году государство пообещало доплачивать крестьянам по 30 коп. за килограмм молока, если будут сдавать на предприятия. Предприниматели будут получать по 35 коп. за килограмм.
— Чтобы получить эти дотации, крестьянин должен сдать молоко в стационарный пункт приема от завода, — объясняет Владимир Олийнык, 55 лет, из отдела животноводства областной государственной администрации. — Ежеквартально в районный совет возить справку из сельского совета, ветеринарную карточку, копию паспорта, открыть текущий счет. То есть дотацию будут платить тем, кто сдает молоко на предприятия, а не заготовителям. Путаница будет, потому что добавляется куча бумажной работы.
По селам еще ездят заготовители, берут молоко возле дворов. Заводы предлагают им работать в штате. Большинство отказываются. Говорят, когда откроют заготовительные пункты, им придется оставить этот бизнес.
— Расчеты делают по старым меркам. Думают, если раньше носили молоко в одно место, то и хорошо всем, — говорит заготовитель Юрий Костенко с Глобинщины. Несколько лет собирает молоко у крестьян, возит бидонами. — 10 лет назад люди держали по одной корове или одну на двух хозяев. Остатки, по несколько литров, сдавали. А теперь живут с этого. Себе молоко не оставляют, все отдают. Пункты крестьянам не выгодны. Много молока сдают пенсионеры, одинокие женщины. Носить далеко полные ведра не смогут. Есть люди, которые держат по три-четыре коровы. Без мотоцикла или машины бидон не доставишь. Молокозаводы предлагают оформиться рабочим в штат. Обещают 1,5 тысячи гривен зарплаты. Я не хочу. Ветеринарные службы, штрафы, куча документов. Мне вся зарплата пойдет на заправку машины. Предпринимателю нужно купить молоковоз. Он много "ест" бензина. Не у каждого заготовителя есть водительские права на молоковоз. Все идет к тому, чтобы вытеснить частников, конкурентов. Цены на молоко упадут, потому что заводы станут монополистами.
Комментарии