- Таня-фельдшер на смену шла, или возвращалась с работы, двор не проходила - калитку откроет, спросит, как здоровье, бабушка? И теперь всех спасает, - говорит 77-летняя Мария Несвит из села Чернечий Яр Диканьского района. Опирается на две палки. - Недавно прихватило, думала, и кончусь. Дети повезли в Диканьку. Назначили кучу лекарств. Хорошо, Таня-фельдшер согласилась, на дому капельницы ставила. После работы шла ко мне, сидела почти 2 часа, пока прокапает.
Год тому назад в Чернечем Яру и в соседнем селе Писаривщина закрыли фельдшерско-акушерские пункты. К врачу люди должны ехать в Великие Будища или Диканьку. Это от 3 до 10 км. Начали обращаться к местным. Чаще всего зовут бывшего фельдшера Татьяну Кит или двух женщин, которые в Диканьке работали медсестрами. За укол платят 10 грн, за капельницу 30 или благодарят продуктами.
- Поначалу много приходили, просили давление померить, укола сделать, - говорит 43-летняя Татьяна Кит. - А это уже сами научились - разве внутривенное не сделают, а простые уколы натренировались. Телефон постоянно при мне. Звонят много, спрашивают, если то-то болит, что лучше выпить. Здесь всех знаю, сама большинство лечила, вот и помогаю.
В Чернечем Яру живут 350 человек. В центре села небольшой продуктовый магазин, дальше по улице - запущенный детский садик и руины бывшего ФАПа. Школы нет.
- Когда была больница, дважды в год ходил на капельницу и почти каждый день мерить давление. Сердце больное, надо контролировать. Раз пришел, фельдшер дала укола, говорит, это уже последний раз, покупайте, Степанович, лекарство, потому что уже и холодильник из больницы забрали. Закрывают нас, - выходит из хаты Николай Галушка. На вид, лет 80. Говорит громко, потому что почти потерял слух. - Сын ежедневно приезжает, давление меряет. Специально аппарат купил. А лекарство как назначила год тому назад фельдшер, до сих пор пью. Полгода тому назад приезжала детская врач, осмотр делала стариков. Говорю ей, назначьте курс уколов. А она: если найдете человека, чтобы дома делал, тогда назначу. Сын искал. Больше недели женщина ходила. Если плохо становится - сам себе врач. Людям дали четко понять, теперь Будище вас будет лечить, а если нет - идите в яму.
Аптеки в селе нет. Медикаменты покупают через знакомых и родственников в Полтаве, Диканьке и Великих Будищах. Устройство для измерения давления есть почти у каждого во дворе.
- Без больницы живем - не тужим, - говорит с иронией Денис, завозит во двор велосипед "Украина". Навстречу выходит его бабушка 73-летняя Галина Дениско. - Вон бабка натирает ноги спиртом и плачет по ночам, потому что других лекарств нет.
- В Будище или Диканьку ехать далеко. Автобус бывает только раз в день, - говорит Галина Дениско. - Зато в село повадились аферисты. Прихожу когда-то к соседке, по телефону говорит. Какая-то фирма из Киева обещает привезти на дом лекарства на 1800 гривен. Соседка согласилась. Ей все привезли, а через неделю опять говорят, ищи, баба, столько же денег, опять привезем. Хоть у соседей одалживай, чтобы сумма была. Так еле отвадили их. Так приехали другие - собрали бабушек на хате, показывают аппарат, который массажи делает. Как походишь с ним - будешь здоров. Только стоит 845 гривен. А у внука спина больная. Как заметили мужики мой интерес, не отцепились, пока не купила. А другим пенсионерам такое же за 900 гривен продали. Толком аппарат тот не помог. Все равно к врачам надо ехать.
- Ага, пока доедешь до больницы, то и дуба дашь, - подходит Денис. - Пару недель тому назад в Будищах у мужика сердце схватило. Вызвали "скорую" из Диканьки. Ждали-ждали, никого нет, поехали ей навстречу. На середине дороги встретили "скорую", а мужик умер.
Во двор заходит соседка 78-летняя Александра Гурман, тянет тележку с кабачками и грушами.
- Мы все самоленчки, - говорит. - Пока была больница в селе, сестра ходила к фельдшеру. А потом стала делать настойки из чистотела, березы, сосны, разных трав. Сколько ей говорила, надо знать кислотность, давление. Долечилась, что высохла, как былинка, а живот и ноги напухли. Так и умерла, еще девять дней не прошло.
Сельский совет планировал открыть в Чернечем Яру аптеку, торговать лекарствами несколько часов ежедневно. Хотели, чтобы в ней дежурил фельдшер. Когда начали оформлять документы, поняли, не в силе выполнить все требования.
На Полтавщине в прошлом году закрыли 43 ФАПа. Больше всего в Новосанжарском и Семеновском районах - по восемь.
300 жителей в селе должно быть, чтобы работал ФАП. Для работы нужно хотя бы два работника - фельдшер и санитарка. Из оборудования - холодильник, весы, фонендоскоп, препарат для измерения давления, лекарства для первой помощи. ФАПы по большей части работают до 15.00. Если удален от села, местная власть должна организовать подъезд. На Полтавщине после реформы осталось 578 фельдшерско-акушерских пунктов. Часть из них переоборудовали из сельских больниц. Шесть лет тому назад на Полтавщине было 744 ФАПа. Ежегодно их закрывают до полсотни.
Комментарии