Ексклюзивы
четверг, 22 ноября 2007 19:07

День рождения своей планеты жители Святиловки не отмечают

Автор: фото из архива Олега Геращенко
  Астроном Олег Геращенко возле частной обсерватории в райцентре Андрушевка на Житомирщине. Именно здесь в телескоп он увидел планету, которую назвал Святиловкой в честь родного села в Глобинском районе

Завтра планете Святиловка исполнится два года и два месяца. Ее открыл астроном Олег Геращенко, уроженец села Святиловка Глобинского района. Жители села видели планету лишь на слайдах, потому что у них нет телескоп.

Планета Святиловка расположена в поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера на расстоянии почти 450 млн км от Земли. Ее диаметр составляет приблизительно 4 км.

27-летний Олег Геращенко работает системным инженером в строительной фирме в Киеве. Однако астрономию считает главным увлечением. Еще в 13 лет по книжкам смастерил простенький телескоп. После школы изучал астрофизику на физическом факультете Киевского университета им. Шевченко. Уже на пятом курсе Олег сотрудничал сАндрушевской частной обсерваторией на Житомирщине.

— Новую планету я увидел во время ночного дежурства с помощью мощного телескопа, — вспоминает Геращенко.

Исключительное право объявить тот или другой объект новым и признать его открывателя должен Международный астрономический союз. Это делается на основании информации, предоставляемой Центром малых планет Гарвардского университета в США.

Такое разрешение на Святиловку получили в конце прошлого года.

— Вместо Святиловки коллеги предлагали назвать планету Олегией, — смеется Олег.

Свидетельство о присвоении малой планете N120405 имя Святиловка Геращенко привез в феврале этого года на встречу выпускников святиловской школы. Передал его директору Степану Семенюте. Школу Олег окончил 10 лет назад с серебряной медалью. Свидетельство теперь висит на стене в учебном заведении.

— Дни рождения нашей планеты в селе не отмечаем, — говорит директор школы. — Вспоминаем ее только на уроках астрономии. Возможно, и положим начало какому-то празднованию.

Единственную частную обсерваторию в Украине в родном райцентре Андрушевка на Житомирщине 12 апреля 2001-го открыл астроном, кандидат физико-математических наук Юрий Иващенко.

В Андрушевке зафиксировали 86 новых малых планет, называемых астероидами. Четыре из них получили постоянные названия — Житомир, Андрушевка, Святиловка и Акосипов.

Науке известно почти 300 тыс. астероидов, к которым теперь относят и Плутон. Допускают, что в Солнечной системе их втрое больше.

Главная причина необходимости вести небесные наблюдения — угроза астероидной или кометной опасности для Земли. Ежесуточно на Землю из космоса оседает от одной до нескольких тонн веществ: пыль, остатки метеорных веществ.

— Выдвигаются гипотезы, что в ближайшее время вероятность столкновения поверхности Земли и небесного тела возможна в 2014 года. Произойдет ли столкновение вообще, можно будет сказать за несколько лет до этой даты, — говорит астроном Олег Геращенко.

По преданию, казаки в Святиловке святили оружие. Отсюда и название села. В населенном пункте есть казацкий курган и два старых каменных креста. На могиле — старое и аварийное здание краеведческого музея. Сейчас его экспонаты хранятся в местной школе.

В Святиловке родился Герой Советского Союза Сергей Шпаковский, который до смерти жил в Кременчуге. Святиловскую школу окончил Виктор Виконник — народный артист Советского Союза, Заслуженный артист Украины, дирижер капеллы им. Бориса Лятошинского в Киеве. Родился и вырос он в соседней Ивановке. Умер шесть лет назад.

В селе есть семь магазинов. Клуб зимой не отапливается. Жители Святиловки работают в местных агрофирме им. Шевченко, Оболонянском ремонтно-эксплуатационном управлении, в рыбхозе соседней Бугаевки.

Село расположено возле рек Днепр, Сула и Кривая Руда. Вокруг много прудов.

Сейчас вы читаете новость «День рождения своей планеты жители Святиловки не отмечают». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua