- В этом году диких уток практически нет. Уже открылся сезон охоты, а они на болота не летят. Не понимаем, что случилось, потому что условия в нашем лесу для них идеальные. Приходится самим молодняк запускать, - говорит 59-летний Василий Бут, лесничий государственного предприятия "Полтавский лесхоз". 20 августа в 9.00 идем в лес в селе Копылы под Полтавой.
Останавливаемся возле большой деревянной кормушки для диких животных. Она полна соломы, вокруг - разбросаны кукурузные початки. Скраю лежит большой кусок соли.
- Еда есть, но звери сейчас сюда заходят редко. И косули, и кабаны пищу ищут на кукурузных полях. Из-за жары часто перебирается туда, где есть вода, - объясняет Василий Михайлович. - Лес практически пустой. Дичь только рано утром увидеть можно.
Приседает, ищет на земле следы косули.
- Это популярное животное среди охотников. Очень у нас распространено, - улыбается. - Раз поехал в лес с директором, а к нам самец метров на 100 подошел. Говорю: "Анатолич, стреляй, пока есть шанс". А он так и не пальнул. После этого, когда один в лес заезжаю, самец выходит, а как с директором - прячется.
В нескольких метрах от кормушки высокие кусты.
- В таких зарослях все звери любят прятаться. Зачастую дикие кабаны забираются. Их в полтавских лесах больше нормы в два-три раза, - подходит к кустам Василий Бут. - Был случай, охотник на шорох кустов выстрелил. А оказалось, что это егерь. Пуля ему в голову попала.
Через 5 минут идем к небольшой канаве. Это в 20 м от кормушки.
- Такие большие ямы копаем для диких кабанов. Заливаем туда солярку. Животные купаются, чтобы избавиться от клещей. Беда только, что этот способ стали браконьеры использовать, - качает головой Бут. - Кабаны хорошая добыча. Только приблизительно раз в 17 лет среди них чума ходит. Поэтому охотникам лучше добычу в ветеринарной лаборатории проверять, а потом уже есть.
К нам подходит 54-летний Александр Кислый из лесхоза.
- Одна из наибольших проблем леса - браконьеры. Сейчас они на крутых машинах, с хорошим оружием. Задержать нереально, - сплевывает. - В нашем лесу на лося и оленя запрещено охотиться, потому что этих животных мало. А пару недель назад приехали одни. Мы их прогоняем, а они крутыми связями угрожают. Таких как задерживаем, то до Полтавы не довозим. Куча серьезных номеров звонят, чтобы их выпустили.
Выходим на небольшую поляну. Там в земле несколько неглубоких нор.
- В таких норках зайцы в степи сидят. Сейчас этих животных практически нет, потому что поля химикатами обрабатывают, - пожимает плечами лесничий. - Чтобы выжить, зайцы и лисы к людям перебираются. Недавно лиса в вольер к кавказской овчарке зашла. Так собака защитить себя не могла. Пришлось ветеринарной службе зверя отстреливать. Лиса оказалась без бешенства. К людям пошла, потому что не знала уже, где еду искать.
Александр Кислый качает головой.
- Надо возрождать пушного зверя. Мы сейчас воссоздаем специальные полянки, чтобы разводить там лис и зайцев, - говорит. - А вот для оленей и лосей нужен лиственный лес. Такой в Диканьке насаживают. Так что редкие звери скоро должны опять развестись в наших лесах.
Комментарии