В первые классы сейчас идут значительно более способные дети, чем несколько десятков лет тому назад. В связи с научно-техническим прогрессом теперь пятая часть дошкольников имеет потенциал одаренных детей.
— В школах же выявляют только два-пять процентов одаренных детей из всей массы. Родители и учителя не развивают должным образом их способности, — говорит Екатерина Мулика, заведующая областным Центром практической психологии и соцработы. — В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте больше одаренных девочек. В старших классах — мальчиков. И женщин-гениев в мире мало.
Идущие в школу дети не только знают буквы и слоги, но и читают.
— Нынешние дети с малых лет работают на компьютерах, смотрят фильмы и телепередачи для старшего возраста. С ними можно пообщаться на любую тему. Учебной программой овладевают нормально, хоть она намного сложнее, чем лет 15 тому назад, — говорит 47-летняя Любовь Мельник, учитель начальных классов школы в селе Погреба Глобинского района.
Однако отмечает, в селах родители раньше больше внимания уделяло подготовке ребенка к школе. Дошкольников готовили в детсадах, но во многих селах их закрыли.
— Теперь же родители в основном переживают, чтобы у их чад были хорошие учебные принадлежности, чтобы они были одеты не хуже других, — замечает Любовь Анатолиевна.
Обращает внимание на то, что когда-то дети были скромнее и сдержаннее. А сейчас их дома учат давать сдачи в случае конфликтов.
13-летний Александр Костюкович 1 сентября пойдет в 11-й класс с углубленным изучением английского языка школы N3 в Полтаве. Он на три года младше своих одноклассников.
Алфавит парень выучил в два года. С отцом его мама Наталия развелась, когда Александру было три года. Отдала сына на воспитание своим родителям в Великие Будища на Диканьщине.
В школу Александра приняли в четыре года сразу во второй класс. Тогда он уже прочитал 600 страниц мифов Давней Греции, мог рассказать их наизусть.
Бабушка Вера Костюкович не считает внука вундеркиндом. Своих дочерей, Наталию и на шесть лет старшую Жанну, она научила читать в четыре года. Александра в младших классах обижали, однажды искупали в луже. Постоять за себя он не мог, потому что слабее своих одноклассников.
Четыре года тому назад парень попал в больницу с повышенным содержанием ацетона в крови. Врачи сказали, что это из-за больших нагрузок. Сейчас болеет не часто, закаляется.
Советуют до пяти лет не обременять детей обучением письму и чтению
За его учебой следит мать. Не позволяет смотреть мультфильмы, называет их тупыми и полными жестокости. Заставляет смотреть научно-познавательные телеканалы. Парень читает книжки на английском в оригинале. По окончании школы будет поступать в медицинский вуз в Киев. Мать переедет в столицу вместе с ним.
— Одноклассники относятся к Саше как к младшему брату. Не обижают его, уважают его ум. Агрессивности по отношению к нему нет, — говорит о Костюковиче учительница школы N3 Полтавы, просит не называть имени. — Если в младших классах разница не совсем существенная, то в старших классах она поразительная. Прежде всего в физическом развитии. Ребята зовут его играть в футбол, но ему тяжело. Плюс в том, что он раньше окончит школу. И, конечно, в его уме. Родители уделяют много внимания его учебе. Потому он — один из лучших учеников класса, идет на золотую медаль. Больше всего любит физику и биологию.
Психологи и учителя советуют не делать из дошкольников вундеркиндов, потому что со временем возникнет куча проблем.
Слишком умных детей не любят одногодки, поэтому у них мало друзей. Используют их только для списывания школьных заданий. Вундеркинды могут возненавидеть людей, которые их постоянно заставляют что-то учить. У таких детей частые переутомления. Иногда они заикаются, потому что поток мыслей опережает их язык. Также могут быть агрессивными, у них может быть энурез, бессонница, гастрит и другие психосоматические заболевания. Психические расстройства у детей обычно провоцируют взрослые, требуя от них учиться, оценивают их за достижения. Не достигнув какой-то цели, ребенок считает себя бездарью.
Психологи советуют до пяти лет не обременять детей обучением письму и чтению, а лучше обратить внимание на развивающие игры и игрушки.
— Не стоит отдавать ребенка с трех лет в несколько кружков. Нагрузка должна соответствовать физическому развитию и возможностям ребенка, следует беречь его здоровье, — говорит Екатерина Мулика. — Родители часто хотят реализовать в ребенке то, чего сами не достигли. Не родители должны вынуждать ребенка что-то учить, а ребенок сам должен выбрать. Скажем, иностранный язык дошкольнику следует изучать не систематически, а в игровой форме.
Вундеркинды не воспринимают общую систему школы. На уроках им скучно, потому что уже знают учебный материал. Из-за этого конфликтуют с учителями.
— Могут обижаться, когда на уроке тянут руку, а их не спрашивают, — рассказывает Екатерина Николаевна. — Одаренные дети намного чувствительнее обычных.
16-летний Евгений Боклаг из Гадяча пойдет в 11-й класс. Должен получить золотую медаль. Говорит, родители учиться не заставляют. Это его желание.
— Читать Женя научился в три года самостоятельно. Уже в пять разгадывал кроссворды, — вспоминает 57-летняя Леся Донос, соседка Боклага. — В детсад его не водили, был дома с бабушкой. В четыре года на карте мог показать все страны и назвать их столицы.
Евгений 13 раз принимал участие в телепроекте "Самый умный". Наибольшими достижениями за три года игры были четвертое место в сезоне и второе — в отдельной игре. Планирует и дальше соревноваться. Три последних года занимает призовые места в республиканских олимпиадах и турнирах по географии. Парень показывает больше 60 грамот и дипломов о победах на олимпиадах:
— Олимпиады пишут по нескольким предметам одновременно. Так я успеваю зайти на две по очереди. По результатам конкурса "Кенгуру" получил отличный результат. За это наградили двухнедельным отдыхом в крымской Ливадии.
В доме Боклаг довольно много справочной литературы, энциклопедий и игрушек.
— Это все подарки за призовые места, — объясняет мама Алла Николаевна. — А еще книжки, сувениры, рюкзаки, чашки, футболки. Деньгами где-то больше 1,5 тысяч за год набегает.
Необходимую информацию Евгений преимущественно черпает из Интернета. Компьютер ему подарил городской совет.
— Люблю философию и психологию. Читаю много художественной литературы. Сейчас — "Темную башню" Стивена Кинга, — говорит парень. — Каждый вечер принимаю участие в интернет-турнире "Что? Где? Когда?". Два раза в месяц — я ведущий этой игры, сам готовлю вопросы.
На выполнение домашнего задания тратит до 30 мин.
— Хватает того, что в школе рассказывают, — объясняет. — Было бы хорошо сделать в старших классах профильное обучение. Да и преподавать можно было бы интереснее, если бы изменить методику. Нужно ввести философию, музыку, искусство. Вообще ученики перегружены. Последний урок уже не воспринимают.
После школы Боклаг планирует изучать географию в Киевском университете им. Шевченко.
Комментарии