В приемной одного из самых влиятельных нардепов Партии регионов 47-летнего Бориса Колесникова пахнет капп учино и шоколадом. Полочки в шкафу заставлены коробками "Птичьего молока", "Эсферо" кондитерской фирмы "Конти", которую Колесников создал в середине 1990-х. На стенах три больших фото: донецкой футбольной команды "Шахтер", Виктора Януковича и ребенка с шарфиком "Регионов" возле синей палатки.
Из кабинета Колесников проводит "регионала" Виталия Хомутинника. Держит исчерканный графикой листок. Просит прощения за получасовую задержку. Говорит на русском. Фотографироваться не хочет. Просит взять готовые снимки у своего бывшего пресс-секретаря, а теперь народного депутата Елены Бондаренко. Однако через несколько минут разрешает сделать пару кадров.
— Чтобы я вышел на фото красивым, ко мне надо было приходить 20 лет назад, — кокетничает. — Так, галстук посредине?
Виктор Янукович стал президентом, но все экономические рычаги остаются у правительства Юлии Тимошенко. Как будете решать эту проблему?
— Есть два варианта. Если не удастся достичь компромисса и создать новую парламентскую коалицию, придется проводить новые выборы в Верховную Раду. А другой, самый комфортный для украинского народа вариант, — отбросить вещи, которые разъединяют политические силы в парламенте, и заняться выходом из кризиса.
Премьер-министр в отставку идти не планирует и обещает сделать все, чтобы Виктор Янукович не доработал президентский срок.
— В словах Юлии Владимировны прямая угроза и неповиновение. Тимошенко вышла за рамки приличия. Это же говорит не бывший кандидат в президенты, а действующий премьер. Весь мир признал результаты выборов, одна она не признает. Поэтому такие действия похоронят навеки БЮТ в глазах Запада и украинцев. Если Тимошенко не признает Януковича президентом и не разделяет концепцию его реформ, честнее было бы уйти в отставку. А она уцепилась за кресло. Так где же здесь демократия?
На какие уступки готова пойти Партия регионов, чтобы создать новую коалицию с блоком НУ-НС и отправить Тимошенко в отставку?
— Есть проукраинская программа, как выйти из кризиса и выстроить правильную систему реформ. Если "Наша Украина" разделяет ее, я не вижу особых препятствий для создания коалиции.
Одной из уступок может быть отказ от русского как второго государственного языка?
— Руководствуясь европейской Хартией о языках, мы подготовили очень хороший закон, и президент его подаст в ближайшие 15–20 дней. Там выписаны права, которые мы передаем областным советам. Не хотят в определенных областях это принимать — и не нужно.
Готовы ли отдать " нунсо вца м" гуманитарный блок правительства?
— Мы готовы разделить ответственность не только в гуманитарном, но и в экономическом блоке. Если выйдем из кризиса, разделим победу, как и поражение. Диалог вокруг должностей возможен. Нужно садиться и говорить.
Виктор Федорович заявил, что активная фаза таких переговоров началась еще в понедельник. Кто конкретно их ведет?
— Я участия в этом не принимаю. Уже напереговаривался за четыре года, — улыбается и складывает пальцы рук в замок. — Надоело до коликов. Мы создадим переговорную группу. Избирательную кампанию возглавлял Николай Янович Азаров, поэтому доверим это ему.
Если он не договорится о новой коалиции, то следует ждать роспуска Рады?
— К сожалению, да.
Но, говорят, общество устало от выборов.
— А лучше оставить при власти премьера-банкрота? Так и дальше будет происходить непонятно что. Правительство набрало самых больших долгов за всю историю Украины.
Как новая власть будете возвращать долги, вовремя будете выплачивать пенсии?
— Нужны глубокие экономические реформы. В первую очередь — детенизация бизнеса. Сделать все, чтобы предпринимателям не было что прятать, и в то же время, чтобы государство получало полный налог на прибыль. Тогда будет экономический рост, который даст возможность людям иметь достойную зарплату и все остальное.
Уже сейчас задерживают пенсии. Как будете исправлять ситуацию?
— Такого не будет, чтобы люди получали пенсии не вовремя. Для этого есть достаточно ресурсов.
Как планируете отдавать международные займы государства?
— По долгам нужно смотреть, сколько Юлия Владимировна одолжила. При определенных рыночных реформах мы можем рассчитывать на реструктуризацию долгов. Если Международный валютный фонд действительно увидит, что мы не тратим деньги на проедание, и если покажем сокращение расходов, то можем говорить о плавном возвращении долгов. Только бы это не отразилось на социальном обеспечении украинцев. Обычно Запад идет навстречу в таких случаях. Например, Польше. А не так, что она пообещала и обманула. Не бери деньги, если не можешь выполнить обещанное.
Пусть парламент решает, кто будет премьером. Но мы будем выступать за Азарова
Когда можем выйти из экономического кризиса?
— Нужно где-то полтора года, чтобы вернуться до уровня 2007-го.
Янукович озвучил три фамилии возможных премьеров — Тигипко, Яценюк и Азаров. Кого поддерживаете вы?
— Пусть парламент решает, кто будет. Мы будем выступать за нашего однопартийца — Азарова.
Бывший "регионал" Тарас Черновил утверждает, что бизнес-крыло Партии регионов недолюбливает Азарова. Не даст ему стать во главе правительства, потому что он "подавит и ваш, и чужой бизнес".
— Не понимаю, как о бизнесе может говорить Черновил, который в своей жизни не поджарил и не продал даже стакана семечек? О чем с ним говорить? Любой премьер, который будет разрушать единственную конструктивную часть общества — бизнес, не проработает на должности и 30 дней.
Вокруг Азарова могут объединиться депутаты?
— На определенный период — да. Дальше все будет зависеть от его действий. Есть программа реформ, есть программа президента "Украина для людей". А кто ее будет выполнять, по большому счету, не суть важно.
Будете вносить изменения в Конституцию, чтобы увеличить полномочия президента?
— Их действительно нужно сделать совершеннее, но чтобы не было перегиба. Мы настроены на создание современной модели власти. А украинскому народу необходимо знать, что вот такие полномочия у президента, вот такие — у главы правительства.
Звонит стационарный телефон. Колесников отвечает в трубку, что уже идет.
— Звонил президент (так называет Виктора Януковича. — "ГПУ"). У меня есть ровно одна минута.
После второго тура Янукович практически нигде не появляется. Чем он занимается?
— Помогает созданию новой коалиции.
С БЮТ тоже договаривается о ней?
— С " бюто вца ми" таких переговоров не ведем.
Очень многие возмущаются, что после второго тура выборов почти все выступления Януковича были на русском.
— Наши конкуренты хотят настроить общество против нового президента. А Янукович четко сказал, что при нем Украина будет сильнее, чем была.
Ваш бывший соратник Василий Киселев утверждает, что Янукович по Украине расставит " смотрящих".
— Пусть свой криминальный сленг прибережет для своих друзей, откуда он их берет. Это сказки.
Колесников поднимается, в приемной с вешалки снимает пальто и с помощником быстро уходит из штаба.
Начинал с торговли фруктами
В политику донетчанин Борис Колесников пришел из бизнеса. Начинал с оптовой торговли фруктами:
— Во времена Советского Союза у меня с друзьями был опыт работы с "Союзплодоимпортом", а после либерализации внешней торговли в 1990–1991 году — напрямую с крупнейшими производителями фруктов из Турции, Греции, Марокко, Египта.
В кондитерский бизнес идет в 1992-м. Рассказывал, что с партнерами получил большую партию сахара и выменял его на печенье. С этого все и началось. Тогда ему было 29 лет. Потом арендовали помещение, где производили сладости. В 1997-м купили фабрику, потом построили еще две. Одну купили в России.
В прошлом году журнал "Фокус" оценил состояние Колесникова в $189,7 млн. Владеет квартирой площадью 201 кв. м, домом на 540 "квадратов", двумя "мерседесами". Жена Светлана — домохозяйка. Воспитывают 5-летнюю дочь и 16-летнего сына, который в прошлом году закончил Московскую экономическую школу.
Комментарии
23