С народным депутатом от "Нашей Украины" Лилией Григорович, 49 лет, встречаемся в Верховной Раде. Объясняет, что не приглашает домой, потому что затопил сосед. Мол, как хозяйке, неудобно. Предлагает выпить кофе с медом в парламентском буфете. После идем в Мариинский парк, садимся на скамейку. Время от времени мимо нас проходят депутаты или работники комитетов, здороваются.
Некоторые нардепы-"нашеукраинцы" говорят, что за последний год президент допустил достаточно много ошибок.
— Когда в парламенте прошлого созыва 246 депутатов голосуют за законопроект Шуфрича о взятии на поруки правонарушителей, негодяев и бандитов, что может сделать президент? Разве что ветировать. Не так существенно было, садить Колесникова или Ризака. Потому что за одним стоял Ахметов, а за вторым — Медведчук. Существенно было взять Кивалова. Это должен был сделать председатель Службы безопасности (тогда — один из лидеров БЮТ Александр Турчинов. — "ГПУ"). Но он семь месяцев ничего не делал. Зато за три дня до парламентских выборов провозгласил: сервер с кабелем для фальсификации выборов-2006 тянется на Спасскую, 37в, в офис "Нашей Украины".
Григорович умолкает, смотрит на деревья и говорит:
— Ющенко может быть более слабым при победах, но он оказывается очень сильным, при ощущении возможного поражения.
Поэтому сейчас в противостоянии с правительством он будет действовать более эффективно, чем раньше?
— Есть законодательство. И он может действовать лишь в его рамках. Но жизнь будет приподносить нам ситуации, когда общественность увидит: где честные действия президента, а где то, что так опротивело людям в 2004 году.
Лилия Степановна вспоминает о причинах провала оранжевой коалиции. Говорит, что и "Наша Украина" могла быть более покладистой.
Ющенко мы ждали еще с Переяславской Рады
— У нас общий электоральный родник с Юлией Владимировной. Нас никто так не пытался уничтожить, как она. Два месяца ходила под руку с Морозом и показывала пальцем, что "Наша Украина" должна предать. А предал тот, кто был рядом с ней.
Григорович убеждает, все в Украине продвигается нормально.
— Могло быть и лучше, если бы мы все были лучшими. А то лишь на президента — "Ату его!". Вот Янукович от яйца упал во Франковске. Рейтинг был в январе-феврале 2005-го минимум-миниморум. А его сторонники не отреклись...
Этого Ющенко мы ждали еще с Переяславской Рады. Потому что впервые без согласования с нашими соседями народ избрал себе того, кого захотел.
Я видела, как редели ряды сторонников вокруг Вячеслава Черновола. Как одни говорили: "Мы — молодые и прагматичные". Другие твердили: "Глупый старый романтик". Нация оценила Черновола после смерти. Параллель между Ющенко и Черноволом провожу потому, что это настоящие люди и в политике, и в быту.
Рассказывает, как к матери Ющенко — Варваре Тимофеевне — приходили и просили помочь.
— Она брала трубку и говорила: "Витя, этому человеку нужно это помочь, а этому — то". Тогда он был председателем Национального банка. Потом — оппозиционным лидером.
И помогал?
— Безусловно. Он это не афишировал, как другие. Много лет помогал детям из школ-интернатов в Буче и в Лутугино Луганской области.
Подходит депутат Инга Вершинина с четырехмесячным младенцем в коляске. Она недавно перешла в антикризисную коалицию из фракции БЮТ. Здороваются. Говорят о детях.
"Наша Украина" расколется?
— Раскола не будет. Нам не нужно скакать в единую оппозицию. Мы будем отдельной оппозицией, которая не будет исповедовать лозунг: "Чем хуже (народу), тем лучше".
Говорят, что Катеринчук создает новую партию.
— Ну Бог в помощь!
Но это же председатель исполкома "Народного союза "Наша Украина".
— Николай Дмитриевич — умный, симпатичный человек. Мне очень импонирует также Вячеслав Кириленко. Он действительно искренен. Я уважаю людей, которые проявляют свою оппозиционность не только на ток-шоу и интернет-сайтах.
Я семь месяцев стояла в приемной Юлии Владимировны
А Юлия Тимошенко искренняя, или больше играет на публику?
— Я бы не сказала, что Юлия Владимировна такая, кокой мы ее видим. Конкретный пример. Пришла я как-то в приемную премьер-министра с бумагами по Сумской области. Потому что я — куратор этого региона. Как вы думаете, сколько стояла в приемной Юлии Владимировны? Семь месяцев. Она меня ни разу не приняла! Конечно, кто я такая? Не нефтяной, не металлургический магнат. А к Юлии Владимировне заходили и Бродский, и Волков, и много других. Легко. Спокойно. Я поняла: очень многое из того, что говорит милый политик с голливудскими задатками, сильно отличается от реальных действий.
Поговаривают, Ющенко ей завидовал...
— Это просто смешно. По-видимому, скорее она завидует Ющенко. Давайте сначала: я работала в правительстве Лазаренко заместителем министра по вопросам молодежи, а она возглавляла "Единые энергетические системы". Тогда люди не получали зарплату. Я пишу заявление на имя Кучмы, что отказываюсь от зарплаты замминистра и служебного автомобиля в интересах народа. Кучма смеялся, говорил: "Вот чудачка, не попадет она в обойму".
Не знаю, чем тогда занималась Юлия Владимировна. Очевидно, первичным накоплением капитала. В 2002 году БЮТ набрал на парламентских выборах шесть процентов. Но Ющенко позже таки сделал ее премьером. Потому что держит свое слово.
Как вы относитесь к переходу "Нашей Украины" в оппозицию?
— А я и была в оппозиции. Со дня создания антикризисной коалиции работала как оппозиционный депутат. Потому чувствую лишь облегчение.
Мы будем отдельной оппозицией
Назовите причины возможного сложения полномочий главы НСНУ Ющенко.
— Президент — гарант прав и свобод всех 47 миллионов граждан. Мы еще не дошли до той политической системы, когда президент может возглавлять партию. Но членом партии он может быть.
Но и премьер-министр, и председатель Верховной Рады — лидеры партий.
— Сначала мы получили президента, который избирался путем самовыдвижения, а затем вышла партия. А в Партии регионов и в Социалистической партии все было наоборот.
Когда вы узнали о смерти Юрия Оробца?
— Я узнала об этом утром, придя на согласительный совет к Бессмертному. Сказали коллеги.
Юрий Оробец был один из тех побратимов, к которому я могла позвонить по любой причине и просто посоветоваться. Кажется, таких людей больше нет. Мы дружили семьями.
Лилия Степановна вспоминает, как Оробец трижды побеждал на выборах в Киеве, а суд каждый раз признавал результаты недействительными. Как он отстаивал выборы в Мукачево и его там побили.
— У него была тяжелая травма головы. Это был человек стопроцентного сплава честности и порядочности. Редкий человек в парламенте, — говорит Лилия Григорович.
1957, 12 сентября — родилась в Ивано-Франковске
1985 — закончила Ивано-Франковский медицинский институт
1987 — врач-аллерголог Ивано-Франковской областной больницы
1990 — основатель и председатель краевого братства Апостола Андрея Первозванного
1994, 1998, 2002, 2006 — избирается народным депутатом Украины
1995 — член Центрального провода Народного руха
1996 — заместитель министра по делам семьи и молодежи
2000 — председатель Союза украинок
Замужем, воспитывает двух синовей
Комментарии
1