Между Первой и Второй мировыми войнами в произведениях европейских и американских литераторов появилось понятие "потерянное поколение". Так называли людей, которые прошли сквозь ад войны и потеряли не только здоровье, но и веру в жизнь и будущее. Они становились черствыми, недоверчивыми, безжалостными, мстительными, грубыми, впадали в депрессию, не могли приспособиться к мирной жизни, подсаживались на наркотики, совершали суицид. Таких персонажей изображали Эрнест Хэмингуэй, Эрих-Мария Ремарк, Ричард Олдингтон.
В советское время потерянным поколением называли тех, кто прошел Афганскую войну. Вспоминаю, в начале 1990-х мой 12-летний сын после аварии попал в больницу. В одной палате с ним лежал бывший афганец.
— Мы вели себя хуже фашистов, — рассказывал он. — Заходили в кишлак и косили из автоматов всех подряд. Мстили за убитых товарищей.
Я в то время был молодым журналистом, написал несколько очерков о воинах-интернационалистах, так их тогда называли. Конечно, они мне о таком не рассказывали. Но чувствовал, что на душе у каждого из них лежит груз. Позже видел немало афганцев с расстроенной психикой, хроническими болезнями, несчастливой судьбой. У людей, которые видели оторванные взрывами конечности, изувеченные осколками тела, разбитые черепа, пережили вспышки ненависти, принимали участие в истязаниях, психика нормальной уже не будет.
Сейчас в интернете распространена аудиозапись разговора по мобильному между террористом из Славянска Игорем и его товарищем Лехой вне зоны боевых действий. Неизвестно, в России он или в Украине.
— Старайтесь, чтобы было поменьше крови, — говорит Леха. — Если можно, надо мирно решать.
— У меня такое настроение, что хочется взять украинского ребёнка и ё…нуть головой об угол, — отвечает Игорь. — Я зашёл бы в какое-то село, вырезал бы женщин на глазах у мужей и их детей. А потом мужиков расстрелял.
— А они здесь при чем? Это же как раз и есть тот фашизм, с которым вы боретесь.
— Они свидомые, разговаривают по-украински с пидарским акцентом. У них своя идеология, их надо выжигать и убивать.
— Не, так кровожадно нельзя. Игорек, все-таки в себе это надо подавлять.
Похоже, после нынешнего вооруженного противостояния на Донбассе появится еще одно "потерянное поколение".
Комментарии
1