Экономист 59-летний Олег Соскин опаздывает на встречу на 45 минут. Пригласил в трехкомнатную квартиру на столичную ул. Гончара. Помещение переоборудовано под офис. Стройная чернявая помощница приносит кофе, конфеты "Орешек" и "Красный мак".
— У меня нет уверенности, что Тимошенко будет помилована, а Соглашение об ассоциации с Евросоюзом — подписано, — говорит Олег Игоревич. — Знаем все утонченное коварство Януковича. Это человек со специфической ментальностью. Такие воспринимают среду как враждебную, а людей как тех, кого нужно "разводить", убивать, грабить. Исходя из этого, оппозиция и должна действовать. Ведь только если освободят Тимошенко и, в результате, подпишут Соглашение об ассоциации, Украина будет иметь будущее.
Видите движения в эту сторону?
— Нет, потому что большинство оппозиционеров дилетанты! Нужно выгнать Александра Турчинова и Андрея Кожемякина (руководитель центрального штаба "Батьківщини" и заместитель главы партии. — "ГПУ"), которые провалили кампанию по освобождению Тимошенко! — выкрикивает. — Нужно взять преданных ей людей, создать координационный штаб трех политических сил: "Свободы", УДАРа и "Батьківщини". Заставить депутатов от этих фракций постоянно дежурить под больницей в Харькове. С ними тысячу сторонников. Такой же лагерь нужно разбить возле администрации Януковича с двух сторон, хотя бы по 300 людей. На власть нужно постоянно давить. Если Юлия Владимировна останется в тюрьме, это будет значить, что режим победил. Можно будет арестовывать кого угодно под любым предлогом. В Беларуси, когда сломали оппозицию, такие вещи стали возможны. Белорусский концлагерь может повториться и у нас.
Янукович похож на Лукашенко?
— Лукашенко в тюрьме работал политруком. А Янукович в тюрьме сидел. Следовательно, его ментальность еще страшнее. Сейчас в Украине фактически создано государство стационарного бандитизма. Это научный мировой термин, когда страна и наивысшие посты захвачены бандформированием.
Если Соглашение об ассоциации с Евросоюзом не подпишем, чего ожидать?
— Тогда Янукович и дальше будет закручивать гайки. Вспомним, когда последний раз избирали Лукашенко. Он тоже многое обещал. Потом выборы были сфальсифицированы, люди вышли на улицы. И спецвойска Лукашенко устроили бойню. Оппозиционеры получили приговоры.
Выборы в 2015 году Янукович проведет так, как Лукашенко. Нарисует себе нужный результат. Виктору Федоровичу кажется, что вулкан молчит. Но это не так. В нем сейчас собирается очень много горячей магмы. Если этот вулкан, не дай бог, прорвет, мало никому не покажется. Все составляющие революционной ситуации уже собрались.
Но возможен другой вариант — гниение. Консервирование ситуации. Этот процесс идет параллельно с формированием революционной ситуации. И если Соглашение не подпишут, он затянется. Вильнюсский саммит — это точка невозврата для Украины.
Возможна ли Ассоциация без выезда Тимошенко за границу?
— Нет. Есть правила игры для политического сообщества.
Какова вероятность, что в ноябре Соглашение об ассоциации подпишут, но потом несколько стран откажутся его ратифицировать?
— Такое может случиться. Но тогда не стоит ждать, что Европа выделит деньги для украинской экономики. Петлю с шеи Януковича никто не снимет и дальнейшие переговоры никто вести с ним не будет. Могут предусмотреть в тексте Соглашения, что утверждать его начнут только после определенных позитивных перемен в Украине.
Вот Германия, например, не парафирует Соглашение. Скажут: не позже Рождества Тимошенко должна быть на свободе. И тогда вся вина падает персонально на президента, если он ее не выпускает. И в такой ситуации Янукович уже точно не выкрутится. Все контакты с ним прекратятся в ожидании определенных шагов. Вот только как он их будет делать? — Олег Игоревич улыбается. — Эта "менопауза" может очень плохо для него закончиться. У Европы возникнет необходимость устранить Януковича. Если в других странах смогли сместить диктаторов, то неужели Виктор Федорович думает, что его не смогут?
Окружение президента может положительно повлиять на эту ситуацию?
— Все выполняют распоряжения, которые дает Янукович. Важные решения он принимает единолично. Янукович выбросил всех, кто был с ним на партнерском уровне. Осталась "семья", Ахметов, Левочкин, который еще имеет определенные инструменты влияния на него. Но президент становится все более неконтролированный. В конце ноября в Вильнюсе станет ясно, остался ли у него инстинкт самосохранения.
Сейчас люди в России, Казахстане и Туркменистане не имеют права выбора. Мы не должны двигаться в ту сторону. Потому что это фактически концлагерь. Украина генетически не может туда идти. Внутренне она постоянно против этого борется. И Европа занимается нами именно потому, что видит эту внутреннюю борьбу, настроения простых людей. Что народ у нас европейский, а власть азиатская. Молодежь, интеллигенция, бизнес, творческие люди не хотят в концлагерь.
Что именно должно делать общество, чтобы изменить ситуацию?
— Очень большое разочарование после оранжевой революции. Люди с тех пор получили урок, что нельзя поддерживать кого-то, не заручившись гарантиями. Поэтому произошло отчуждение народа от государства и политиков. Пока каждый сам себя сможет как-то обеспечивать, люди будут молчать. Однако власть уже использовала все ресурсы и просто не может не лезть на поле народа. Люди начинают нервничать. А теперь представим перебои со светом, газом и теплом, развал банковской системы, доллар по 20 гривен. Тогда и самые миролюбивые граждане выйдут на улицы. И просто порвут на куски эту гвардию миллиардеров.
На сколько лет Украина будет отброшена в прошлое при негативном сценарии?
— В Югославии было 10 лет войны. А у нас будет по меньшей мере 30. Однако если освободят Тимошенко и мы подпишем Соглашение об ассоциации, то очень скоро отменят визы. Это будет новое дыхание для Украины, — говорит, довольно опираясь на спинку кресла. — Второе: наши предприятия смогут выйти на европейские рынки и получить инвестиции оттуда. Третье: понемногу оживут регионы, города, села. Все это вызовет то, что в Украине начнутся системные изменения. Следующие выборы состоятся уже по европейским стандартам, а значит, придут новые люди — молодые, образованные, прагматичные, с моральным стержнем. Которые скажут: я не краду. Все это будет влиять на наших соседей. Начнется обмен живой кровью. Украина станет локомотивом, который вырвет постсоветское пространство из пропасти, в которую оно несется.
Олег Игоревич проводит на улицу. Рассказывает о своих студентах из Национальной академии управления:
— Отправляем учиться в европейские вузы. Учеба платная, но сравнительно с нашей — это копейки. С европейским дипломом потом работают, где захотят.
Боксировал до 16 лет
Олег Соскин занимался боксом с 13 лет. Побеждал на областных соревнованиях. В 16 лет бросил из-за проблем со зрением.
— Свои умения применил уже в армии, в спецвойсках радиосвязи на Кавказе, — рассказывает Олег Игоревич. — Была камера для тех, кто провинился. 2 на 3 метра. Натолкали туда шесть ребят. А я как раз заступил в караул. Те, что из азиатских стран, начали цепляться к украинцам. Бить же нельзя, пришлось показать некоторые приемы.
Консультировал Кравчука и Кучму
Олег Соскин говорит о себе: "Киевлянин в третьем поколении". Выучился на экономиста в университете им. Шевченко. Защитил кандидатскую диссертацию и пять лет преподавал в своем учебном заведении. Потом читал курс "международные отношения" в Высшей партийной школе.
Почти 20 лет назад создал и возглавил Институт трансформации общества. Заведение анализирует экономику, политику, местное самоуправление и образование.
Был консультантом президента Леонида Кравчука и экономическим советником президента Леонида Кучмы. С 1996 года лидер Консервативной партии.
Олег Игоревич неоднократно называл Россию "неразвитым и неудачным государством" и требовал визового режима с ней.
Преподает в Национальной академии управления.
В браке. Жена редактор "Экономического журнала XXI". Дочь Надежда экономист.
Комментарии
70