— Нынешний политический кризис возник, потому что правящий класс не смог достичь публично заявленных целей, — говорит философ 51-летний Сергей Дацюк. — Как должно быть? Избираем Верховную Раду. В ней возникает большинство — коалиция. Она разрабатывает соглашение, в котором ставит задачи Кабинету министров. К сожалению, соглашение не выполняется. Более того, за кулисами президент договаривается с олигархами.
Никто не взял на себя ответственность проанализировать — почему с осени прошлого года остановились реформы? Почему не удалась деолигархизация, а борьбу с коррупцией фактически не начинали? Два года создаем антикоррупционные органы, которые до сих пор не работают. Президента и премьера публично обвинили, что они сели на коррупционные потоки, — причем члены коалиции. Такую оценку или признают, или, если она лжива — людей наказывают. Должно быть или одно, или второе. У нас ни того, ни другого. Ситуация неопределенности и отсутствия любых действий создает абсурд. Единственное, что может сделать общество, которое еще помнит революцию, — смести весь правящий класс, который довел страну до этого абсурда.
Формирование новой коалиции и правительства не станет выходом из кризиса только потому, что не проанализировали предыдущие ошибки?
— Это смысловая плоскость, — говорит Сергей Дацюк. — А еще есть формальная — это закон. Воображаемое парламентское большинство с нарушением закона формирует новый состав коалиции. В то же время пытается через фальсификации доказать, что это та же коалиция. Но в действительности состав парламентского большинства новый. Три партии из него вышли. Масса мажоритарщиков и бывших депутатов других фракций вошли во фракцию "БПП", что не предусмотрено регламентом. Подписей этих людей под коалиционным соглашением нет. И некоторые представители притворного большинства пытаются нас убедить, что это — та же самая парламентская коалиция.
Говорят, что она была и есть, как и коалиционное соглашение. Ее лишь немного дополнят. 15 процентов перепишут, а 85 — оставят старой. Поставят новые даты для того, что не сделано, и покажут гражданам. Скажут, что будут работать дальше: не вышло за два года, но выйдет за четыре или пять.
Что осталось от той коалиции? "Блок Петра Порошенко" и "Народный фронт". Последний не имеет легитимности — у него нулевой рейтинг. Первый выбросил часть людей и, в нарушение закона, ввел новых. Вы предыдущие обязательства не выполнили и не проанализировали — почему. Какие имеете законные основания утверждать, что это та же коалиция?
Этот абсурд поддерживают олигархи. Его создают сознательно, чтобы уничтожить доверие к власти, привести украинское общество в состояние апатии, дезориентации, социальной депрессии. Людей в таком состоянии они не боятся.
Почему судьбу правительства решала так называемая стратегическая семерка (президент Петр Порошенко и глава его администрации Борис Ложкин, спикер Владимир Гройсман, глава фракции "БПП" Юрий Луценко, секретарь СНБО Александр Турчинов, премьер-министр Арсений Яценюк, глава МВД Арсен Аваков. — ГПУ)?
— Это старая феодальная традиция. Кланы делегировали своих представителей, и из них складывался, условно говоря, совет. Идет ли сейчас речь о представителях разных кланов — можно спорить. Но принцип приблизительно тот же. В этой семерке имеем людей, за которыми стоит та или иная сила. Этот орган неконституционен. В Основном законе о нем ничего не сказано. Они назвали себя "стратегической семеркой", хотя ни разу там не шла речь о стратегии. Говорят о текущих вещах, как сохранить власть в нынешнем кризисе. Вместо "семьи" на коррупционные потоки села какая-то "стратегическая семерка". Она — символ того, что идеалами Майдана пренебрегли.
Что удостоверяет процесс формирования нового правительства и коалиции? Куда мы двигаемся?
— Видим не неспособность правящего класса не только перейти к развитию Украины, но и элементарно контролировать территорию, обеспечивать порядок. Можно делать вид, что нет ни "янтарных республик", ни Донбасса. Но в конечном итоге придется как-то выходить из ситуации.
Чья это ответственность в первую очередь?
— Президента. И правительства также.
У президента еще остается больше половины срока. Порошенко может стать качественно другим главой государства?
— Еще посмотрим, насколько долгим будет его президентский срок. Первую часть каденции он провел не очень успешно. Основные поражения — Минские договоренности и то, что пошел на олигархический консенсус.
Чего ожидать от премьер-министра Владимира Гройсмана?
— Гройсман как глава Верховной Рады ответственен за развал коалиции. За то, что всем миром парламент вынуждали принимать европейские нормы, а тот саботировал их. За то, что с осени прекратились реформы. За то, что новую парламентскую коалицию создавали с нарушением закона. За какие заслуги этому человеку предложили кресло главы правительства?
Как оцениваете "антикризисный план" Гройсмана?
— Там нет ничего нового, неожиданного. Это пиар без всякой основы. В стране кризис, поэтому старые рецепты работать не будут. А Гройсман говорит о настойчивом их применении. Безумие делать то же и надеяться на новые последствия. Безумие долбить кору и ожидать, что из дупла посыпятся бриллианты. Такого не будет. Будет лишь дупло. Гройсман не понимает — если старые рецепты не работают, нужно остановиться, проанализировать, почему так происходит, и предложить новые.
Нужны ли досрочные выборы в Верховную Раду?
— Выйти из ситуации может помочь ситуативное большинство в парламенте. Оно должно сказать: "Мы оказались в глухом углу и должны пойти на перевыборы". Но до того нам нужен новый состав Центральной избирательной комиссии и новый избирательный закон. И то, и другое примем.
Парламентских перевыборов будет достаточно для выхода из кризиса?
— Для начала — парламентские, потом — президентские. Нам нужна непрерывность власти в стране. Поэтому на осень должны быть парламентские выборы, на весну следующего года — президентские.
Каким должен быть следующий глава государства?
— Общественным лидером. Должен стратегически мыслить, быть хотя бы немного интеллектуалом, в идеале — моральным авторитетом. Тогда он сможет стать арбитром между политическими силами, главнокомандующим, реформатором. Президентами уже были и красный директор, и колхозный бухгалтер, и донбассовский зек. Теперь имеем еще и торгаша.
В новом правительстве не будет иностранцев. Это хорошо или плохо?
— Если делать реформы и внедрять изменения по конкретному образцу — иностранцы помогут. Если заниматься дерибаном — будут мешать. Попробовали с иностранцами. Оказалось, только они имели достоинство восстать против коррумпированной системы. Поэтому теперь решили, что больше иностранцы не нужны. Дальше будут дерибанить.
Какие перспективы у политической силы бывшего президента Грузии Михеила Саакашвили?
— Он опытный политик. У него инновационное мышление. Саакашвили может быть успешным и в Украине.
Придет ли парламентское большинство самостоятельно к решению о досрочных выборах или должно быть давление общества?
— Эта коалиция нелегитимна, создана с нарушением закона, поэтому долго просуществовать не сможет. В таких ситуациях, что бы люди не делали, подсознательно будут чувствовать — творят зло, нарушают закон. Раньше или позже у кого-то из них сдадут нервы, проснется совесть, кто-то потеряет интерес к происходящему. Да и правительство Гройсмана будет временное.
Что может стать толчком к распаду коалиции?
— Общественные протесты или очередные выходы депутатов из фракций. Они уже на пределе. Понимают весь этот фарс.
Общество готово к масштабным протестам?
— К локальным и тематическим — да, но большого Майдана не будет. Люди понимают опасность. Не только со стороны России, но и из-за саботажа олигархов. Он опасен разрушением экономики. Она и так еле жива, а тогда вообще умрет.
Олигархи могут так рискнуть?
— Конечно. Если за них возьмутся серьезно, то и они будут действовать по-настоящему.
Чтобы этого избежать, все нужно делать публично. Расписать шаг за шагом, как это будет, на каких условиях. Чтобы олигархи могли продать свои предприятия, телеканалы, банки и перестали быть монополистами. И купили активы за рубежом. Переместили акцент внимания с середины страны на внешнюю конкуренцию. Тогда из ситуации удастся выйти мирным путем.
Читает платные лекции
Философ Сергей Дацюк родился в 1965-м в Донецке. Через два года семья переехала в Киев. Закончил философский факультет Национального университета им. Тараса Шевченко. Через год с однокурсниками создал аналитический отдел в банке "Инко". С 2002-го работает в собственной корпорации стратегического консалтинга "Гардарика". Консультирует политиков, правительственных чиновников, городские администрации и компании. Написал и издал ряд книжек, в частности "Интеллектуальная политика", "Теории перспективы", "Сложный новый мир". В настоящее время работает над книжками и статьями, читает платные лекции, доклады, принимает участие в семинарах и конференциях.
Женат во второй раз. Имеет дочь и двух внуков от первого брака и падчерицу — от второго.
Комментарии