Социальный психолог, директор Российско-украинского информационного центра Олег Покальчук, 50 лет, считает нынешнюю атмосферу в Верховной Раде вредной для здоровья.
Повлияют ли на развитие двусторонних отношений выборы в российскую Госдуму?
— Нет. Результат этих выборов был известен заранее. Ключевые игроки и бизнес-схемы останутся те же. Главную роль будут играть спонсоры политиков, а не они сами.
В целом же россияне думают об Украине не в первую и даже не во вторую очередь. На первом месте в них уже давно стоит экономика, энергоносители. Остальное — политика, язык, культура — только определенный инструмент, набор отмычек к Украине, который они периодически пытаются использовать.
Кто с российской стороны сегодня реально влияет на украинско-российские отношения?
— Больше всего президент Владимир Путин. Это фигура очень масштабная. Неизвестно, появится ли еще когда-нибудь такая же. Да и имидж Путина — талантливо сконструированный, технологически продуманный. Удерживать его долго на таком высоком уровне — тоже большой профессионализм. Путинский образ действительно достаточно хорошо ложится в исторически составленный имидж российской монархии.
Другие политики на украинско-российские отношения существенно не влияют. Владимир Жириновский в последние годы — абсолютно взвешенный, умеренный, рассудительный. Он уже резко об Украине не высказывается. Эту роль исполняет Константин Затулин.
С украинской же стороны на отношения с Россией сильно влияет Юлия Тимошенко. У российского руководства она способна вызывать определенное напряжение. Виктор Янукович такого влияния уже не имеет. Он не оправдал надежд Кремля. А Ющенко для России — фактор раздражения.
Что можете сказать об имидже Ющенко?
— Он пытается совмещать психологически разные модели поведения, что не улучшает его имиджа. Стремится остаться добрым гражданином-народолюбцем и, в то же время, быть твердым государственным деятелем, отцом нации. Часто Ющенко размышляет относительно принятия определенного решения публично, все следят за этим процессом. С имиджевой точки зрения это плохо. Народ воспринимает уже готовые решения, которые сперва были взвешенно и хладнокровно приняты, а уж потом предложены для публичного обсуждения. К тому же Ющенко на своей должности занимается преимущественно гуманитарной сферой.
Чем в целом отличается современная украинская элита от российской?
— Российская политическая элита образованнее, изысканнее в плане ведения закулисных интриг. Тот уровень полемики, присутствующий сейчас между политиками на украинских экранах, россияне прошли еще во времена своего прежнего президента Бориса Ельцина. Те же представители российской элиты, которые не смогли выжить в политическом смысле — Ирина Хакамада, Михаил Ходорковский и другие — просто не понимали всю важность российских интриг и не умели вести их на нужном, византийском уровне. Они пытались вести себя как европейцы и на этом прогорели.
Украинские политики — как дети, которые постоянно имеют право на ошибку
Украинским политикам стоило бы позаимствовать у российских решительность. Они делают, а мы только говорим. Украинские политики — как дети, которые постоянно имеют право на ошибку. Россияне — нет. Они ходят как по минному полю. Там цена вопроса — кровь.
Чем отличается психология украинцев от психологии россиян?
— У россиян ниже, чем у украинцев так называемый "порог крови". То есть они острее реагируют на все события. Если что-то происходит, у них "планка" падает намного быстрее. Украинцы же больше тяготеют к балансу. У нас психика взвешеннее.
Россияне и украинцы отличаются также способом формирования и конструирования государства. У наших соседей этот способ "мужской" — они нуждаются в твердой руке, решительных поступках. Российские топ-менеджеры обслуживают исключительно царя-батюшку Владимира Путина. Украинцы же в сфере управления государством до сих пор никак не определятся с половой ориентацией — то ли должна быть берегиня-мать то ли батюшка. В этом плане у нас присутствуют женские и мужские элементы. Пока что преобладают женские.
А что есть общего?
— Страхи — на личном, социальном, историческом уровне. В украинском подсознании страх и борьба с ним — ключевые элементы. Самые главные опасения — чужестранцев, соседей, обнищания. А еще — недоверие к самим себе.
В целом украинцам присущи завышенные амбиции и, в то же время, заниженная самооценка. Это влияет и на государственную перестройку. Отсюда неумение четко договариваться относительно подписания важных договоров, манипулирование сроками, подмена политических понятий историческими и культурническими.
А в чем отличаются проявления национального самоосознания у украинцев и россиян?
— Россияне всегда пытались четко формировать свою идентичность по принципу "против кого-то". Они в целом плохо относятся к себе, но очень высоко ценят свое государство. У нас, украинцев, — наоборот. Гордыня на личном уровне исторически сложилась, а государство нам все какое-то не такое. Не угодишь.
В целом нам свойственна так называемая локальная идентичность. Мы определяем себя как жители отдельного места жительства. Нет четкой привязки к общегосударственному уровню.
Как оцениваете нынешний психологический климат в украинской политике?
— По уровню вредности для здоровья нынешняя атмосфера в Верховной Раде вообще приближается к той, которая есть в "горячих" цехах на производстве. Депутаты постоянно находятся в стрессовой среде. У многих из них – болезненные психические реакции.
Главная ошибка нашего политикума — они переносят опыт, обретенный в бизнесе, в политику. Не понимают, что в политике ключевым является уже человеческий фактор, а не бизнес-схемы или технологии. Этим людям кажется, что чем больше денег вкладываешь, тем больше можешь повлиять на людей. А когда видят, что такой подход не срабатывает, не понимают причин. Потому что для них политика — это бизнес.
Комментарии