— Если это вписывается в личные интересы депутата, лидера партии, корпоративные интересы тех, кто косит бабло или решает вопросы и потому идет во власть, — тогда это логично. Но этого нельзя делать, — так отреагировал на заявление лидера своей фракции 56-летний Сергей Головатый.
Встречаемся с ним перед заседанием Конституционного суда в библиотеке законодательной литературы на столичной ул. Костельной. Здесь последние несколько лет Головатый снимал офис. Но уже упаковал некоторые вещи и даже поснимал люстры. Куда перебирается — не говорит.
— Ефремов не является специалистом по конституционной юриспруденции. По-видимому, кто-то из президентских " райцев" насоветовал, — Сергей Петрович садится за стол напротив шкафов с книгами. — Во все времена при всех первых лицах есть свита, которая советует королю. Потому что главный кормчий, естественно, не может быть специалистом по всем вопросам. Как свидетельствует украинский опыт, команды, которые были возле Кучмы, Ющенко и сейчас возле Януковича, — малопрофессиональные. Но в относительном измерении у Кучмы была лучшая команда. Самая слабая сейчас у президента Януковича.
Из-за руководителя его администрации Сергея Левочкина?
— Персонально не буду называть. Речь идет о команде. Я бы ее назвал "молодой антураж". Если брать юридическую команду действующего президента, то я не уверен, что они работают на государство и его главу.
Чем это грозит Януковичу?
— Тем, чем и Кучме. Янукович наступает на те же грабли. Почему в свое время убрали Дмитрия Табачника? Потому что пошло анекдотическое высказывание, что Кучма работает президентом в администрации Табачника. Чем более грубыми будут действия Администрации президента, тем быстрее выроют яму для Януковича.
Президент не доработает пятилетний срок?
— А кто его знает. Украина — это же уже не 1990-е. У меня такое впечатление, что люди из новой власти были в летаргическом сне: заснули где-то в начале 1990-х и вот сейчас проснулись. Начали двигаться, но общество ушло намного дальше их. Новые поколения, другие знания.
Что новая власть делает не так?
— Нельзя предлагать вещи, которые не укладываются в нормы Конституции и европейские стандарты. В частности, говорить об продлении срока депутатских полномочий.
Рядом с президентом нет квалифицированных юристов?
— Есть люди с дипломами о юридическом образовании. Я не вижу, чтобы у них были знания. Но хуже всего — нет желания понимать и учиться.
Это Левочкин, Хорошковский?
— Что касается Хорошковского, то категорически неприемлемым является пребывание во главе Службы безопасности человека, который является медиамагнатом (семья главы СБУ владеет группой телеканалов "Интер". — "ГПУ"). Хорошковский не может быть в составе Высшего совета юстиции как органа судейского самоуправления, потому что никогда не был судьей, не доказал, что имеет юридическое образование или срок юридической практики. СБУ Хорошковского по сути уже советский КГБ или российская ФСБ. Вот это все на ответственности президента, потому что он вносит кандидатуру главы Службы безопасности на назначение и у него есть право увольнять.
Такое впечатление, что люди из новой власти заснули где-то в начале 1990-х и вот сейчас проснулись
Почему на действия Хорошковского с отбиранием частот у телеканалов нет реакции президента?
— Не понимаю, почему. Но Янукович должен был бы вообще не назначать Хорошковского. Госслужащий и медиамагнат — это же невозможно.
Независимой Украине уже почти 20 лет. Меняются президенты, правительства, а до сих пор топчемся на месте. Почему?
— А почему люди не выметают коврики у дверей, почему мусорят, почему платят взятки за своих детей-студентов? Почему Табачник открыл новые шлюзы для взяточничества в Украине? Дело в культуре общества. Поскольку мы постсовковское общество, общество рабов, стада, которое привыкло, что кто-то за нас должен что-то сделать. Но я не говорю, что таким образом снимается ответственность с политиков.
Новой элиты нет?
— Не только новой, но и старой. Это не элита, а политический класс. Украинская элита была уничтожена в советское время. Часть элиты осталась, но она вне политики. Лина Костенко — это элита, мастера, художники. В политическом классе я таких не вижу.
Когда она может появиться? Через пять, десять лет?
— Если общество еще полностью не сгнило и есть здоровые клетки, то, может, что-то родит. Ведь появилось движение сопротивления "Украина без Кучмы", "оранжевые" события. В основе это был общественный протест, который политики использовали в свою пользу. Кто знает, какое нужно событие, которое превысило бы критическую массу терпения.
Может ли стать поводом то, что Янукович вернет себе полномочия Кучмы?
— Трудно предсказать, как Конституционный суд будет принимать решение. Учитывая, кого в прошлый четверг выбрал съезд судей. Те четверо судей (Олег Сергейчук, Михаил Запорожец, Михаил Гультай и Наталия Шаптала. — "ГПУ") работали в административных областных судах. Дело не в том — из Донецка они или Львова. Я бы им устроил тестирование по вопросам конституционной теории, и они сдали бы его на "двойку". У нас ни одного судью административного суда специально не учили теории конституционного права. В Конституционном суде должны сидеть теоретики права, доктора юридических наук, которые работали в сфере конституционной теории. Или не менее чем судьи Верховного суда, которые там проработали хотя бы лет 10–15.
Как отмена политреформы 2004 года может повлиять на жизнь страны?
— Для государства это уничтожение собственно сущности Конституционного суда. Он с домом и вывеской есть, а по существу его нет.
У нас хорошая Конституция. Выписанная на идеях и ценностях либерализма, доктрине естественного права. Но украинская практика уничтожила институты власти, которые там прописаны. Нет независимой судебной власти. Институту прокуратуры в 2004 году благодаря неконституционным изменениям вернули функции сталинской прокуратуры. Институт Уполномоченного по правам человека у нас глухонемой, не слышит и не говорит. Счетная палата — институт, который от имени народа считал бы народные деньги, — хоть одно уголовное дело инициировала за разбазаривание? Нет. У политиков есть цель — идти во власть, чтобы эти деньги перевести себе в карман.
Вице-премьер Борис Колесников прогнозирует изменения в правительстве. Кого там будут увольнять, ведь должностей уже лишились Владимир Семиноженко и Нестор Шуфрич?
— Уволили Семиноженко, но для него хорошо, что его не посадили. Этому человеку давно нужно быть за решеткой. Я знаю это по реальным фактам.
Если бы сегодня вынесли на рассмотрение постановления об увольнении Хорошковского, Табачника и Могилева, проголосовал бы. Когда министр внутренних дел говорит, что демонстрации нарушают общественный покой — ему самому пора на отдых, ловить рыбу. Потому что демонстрации — это и есть реализация гражданских прав и свобод человека. И нужно запомнить: "общественный покой" — такого понятия в юридическом языке не существует! Есть понятие "публичный порядок" или "общественный порядок". При авторитарных режимах не существует демонстраций. Потому что это нарушает покой власти.
Президент Леонид Кравчук на досрочных выборах 1994 года своим указом закрыл студию "Гравис", потому что только туда имел доступ Леонид Кучма. Приходилось протестовать против авторитарных действий Кравчука, защищать канал. Это была война. Кучма же на втором сроке президентства начал делать то же. Сейчас есть ситуация с "Пятым каналом" и ТВ і. В судебных процессах обставляется так, что это будто бы вопрос собственности. Но всем понятно, что то только обертка. В сущности, это вопрос притеснения свободы слова, потому что на этих каналах есть свободный эфир.
В феврале этого года бывший политзаключенный Богдан Горынь написал письмо
своему крестнику Сергею Головатому. Просил опомниться, потому что тот "попал в
плохую компанию" — парламентскую фракцию Партии регионов.
— Я давно с Горынем не общаюсь, — говорит Головатый. — В последний раз виделись лет 10 назад. Окрестился я в 1989 году. Я тогда жил у него. Попросил, чтобы он стал моим крестным отцом. Я всегда считал, что таинство крещения — это Божье дело, интимное, а не публичное. Вопрос крещения и политические дела не перемешиваются. У каждого христианина могут быть свои взгляды. Они могут не совпадать с взглядами крестных, родителей или детей.
Сергей Головатый пришел в политику в 1989 году. Был одним из основателей
Народного руха, дважды министром юстиции, депутатом всех созывов. Проходил по
спискам Блока Юлии Тимошенко, "Нашей Украины" и Партии регионов.
С 1995-го Головатый — член Постоянной делегации Верховной Рады в Парламентской ассамблее Совета Европы.
Разведен, детей не имеет.
Комментарии
16