Ексклюзивы
пятница, 11 апреля 2014 06:15

"Турчинов не обеспечил территориальную целостность Украины"

 

С кандидатом в президенты, народным депутатом 56-летним Анатолием Гриценко договариваемся о встрече в комитетах Верховной Рады.

— Анатолий Степанович дает интервью, — говорит у кабинета его помощник. Показывает папку с графиком на день. — У вас есть полчаса. На сегодня запланированы еще четыре эфира.

Через 5 минут Гриценко приглашает в кабинет. На столе — книжка российского экономиста Ларисы Бураковой "Почему Грузии удалось?".

Приближаются президентские выборы. Какой в них будет роль Майдана?

— Майдан — явление, которое будет влиять и на эту власть, и на последующую. Миллионы людей вышли бороться не только с режимом Януковича. Они боролись против коррупции, непрозрачности, вороватости в целом. Это должны осознать следующие президент и правительство. Тогда больше не будет Майданов. Иначе произойдет третий, который снесет все и всех.

Когда может возникнуть?

— Когда людей достанет. Есть конец терпению. Действующая власть за три недели сдала страну. Сейчас мы видим некоторые кадровые назначения как в центре, так и в регионах, вызывающие возмущение. Это недопустимо, пусть делают выводы. Людям обещали люстрацию. Их заверяли, что чиновники, которые крали, понесут ответственность за совершенное, вернут наворованное. Этого не случилось. Всем дали убежать. Они спокойно себе ходят по парламенту. Даже владелец "Межигорья" Сергей Клюев (народный депутат, бывший "регионал", младший брат экс-главы президентской администрации Андрея Клюева. — "ГПУ").

Новая власть не справляется? Как оцениваете работу исполняющего обязанности президента Турчинова?

— По Конституции президент — это верховный главнокомандующий. Он обеспечивает территориальную целостность, неприкосновенность и национальную безопасность границ. Турчинов этого не сделал. Соответственно, должен уйти в отставку. Сейчас людям нужны спокойствие и достойная жизнь, безопасность и достаток. Вместо этого граждане живут в страхе. Российские военные стоят на границах. Крым отобрали. Власть не действует. Только президент способен организовать оборону страны так, чтобы войны не было. Чтобы Путин понял, что лучше нашу границу не переходить. Пока что действия власти для Путина неубедительны. Некоторые офицеры мне звонят, в частности из Крыма. Говорят: "Станьте министром обороны и защитите страну". Отвечаю, что не могу. По закону, во время военной агрессии президент лично через ставку верховного главнокомандующего и Генштаб дает приказы войскам. Министры на этот период отходят в сторону. Поэтому фигура министра не является основной. Важно, чтобы после президентских выборов пришел человек, который с первого дня начал реально работать. Лидер, который не будет изучать свои должностные обязанности, а проведет ликбез.

То есть реальных перемен в стране с новой властью не видите?

— Вижу, что после Януковича осталась глубокая яма — экономический кризис. Не хватает 280 миллиардов гривен. Кроме сдерживания угрозы со стороны России, нужно решать сложные экономические проблемы. Считаю, на этом пути есть определенные позитивные шаги правительства — попытки сократить неэффективные расходы. Но эти шаги половинчаты. Параллельно не закладывают основы для роста экономики. Идут стандартным "азаровским" способом — повышают налоги. Такие действия не стимулируют экономику, наоборот, загоняют под стол, в теневой сектор. Действующее правительство не понимает, что с Международным валютным фондом и другими кредиторами нужно разговаривать иначе.

Как нужно общаться с МВФ?

— Самое важное, чтобы списали нам задолженность по всем предыдущим ссудам. Так, как это международные кредиторы делали во многих случаях для стран, испытывающих кризис, — для Польши, Мексики, Греции.

Украине могут списать долги?

— Мы это заслужили, потому что прошли через Майдан. Снесли бандитскую власть, которая украла десятки миллиардов долларов. Деньги Януковича и его команды лежат в заграничных банках. Эти активы работали на экономику европейских стран. Западный мир и Соединенные Штаты, которые должны были гарантировать нам безопасность, не помогли в критический момент. Позволили Путину отрезать очень большую часть национальной территории. Учитывая это МВФ должен был бы списать долги. Не просто давать новые кредиты, а под конкретный план правительственных реформ, который поднимет экономику. Нет такого плана — тогда не давайте.

Почему мы позволили забрать Крым?

— На этот вопрос должен был бы ответить Турчинов. Когда возникла угроза со стороны России, я поехал в Министерство обороны, хоть не имел там никакой должности. Стал рядом с новоназначенным министром Тенюхом и начальником Генштаба Куциным. Помогал советом, готовил решение. Вижу, не работает. Не очень слушают. Или слушают, а потом не делают. Пошел к главе Службы безопасности Наливайченко с требованием провести антитеррористическую операцию, когда там было нескольких сотен россиян. Тогда можно было не допустить референдума. Не услышали. Пошел к Турчинову. Изложил ему план действий — не услышали. Говорить о том, что они непрофессионалы? Если не действуют, тогда это или саботаж, или измена. Последствия видим. Крым теперь у России. Там российский рубль, российская Конституция, российские войска. За это нужно отвечать.

Что побуждало вас идти в президенты?

— Смотрел список кандидатур. Не увидел человека, который после избрания готов взять на себя ответственность за оборону страны. Не увидел кандидата, который действительно проведет люстрацию, готов решительно бороться с коррупцией, поднять страну экономически. Есть много симпатичных политиков, которые могут быть министрами, а кто-то даже премьером, успешным мэром. Нет того, кто быстро возьмется уберечь страну от войны. Если люди поддержат, я это сделаю.

Какая конечная цель вашего политического курса?

— Основная — защитить страну от захватчиков. Нельзя говорить о культурном, социальном и образовательном развитии, когда на границах государства находятся российские войска. В Крыму не хотят видеть ни одного сознательного украинца. Меня объявили персоной нон грата.

Как будете строить избирательную кампанию? Кто ее спонсор и во сколько она обойдется?

— У меня за спиной не стоят олигархи, которые дали бы десятки миллионов долларов. У меня нет бизнеса, офшорных счетов. Я не в состоянии дать личные средства, как Порошенко или Тигипко. Взнос размером 2,5 миллиона гривен помогли собрать предприниматели. Это адвокат Игорь Пукшин, виннитчанин Алексей Гаврилов, предприниматель Евгений Уткин, народный депутат Олег Канивец, даже активисты "Европейской партии". Считают, что такие, как Гриценко, должны руководить страной. Ни один из тех, кто помог финансово на старте, не поставил условия относительно каких-то дивидендов.

Как оцениваете свое электоральное поле?

— Майдан был не зря. Сознание людей всколыхнулось. Избиратели будут меньше продавать свои голоса, свое будущее за сладкие и пустые популистские обещания. Это и является моим электоральным полем. Майдан сформировал запрос на настоящих лидеров. Тех, кто слово подкрепляет делом. Это у меня в крови. Я — офицер, который всегда выполняет обещания. Номер телефона не менял 14 лет. Каждый может позвонить и поговорить.

Берет со стола айфон, просматривает пропущенные звонки. Закуривает "Мальборо".

— На сайте ЦИК разместил свою предвыборную программу, — продолжает. — Там есть номер моего мобильного. Попробуйте дозвониться к другим кандидатам.

Общество готово голосовать за политическую программу с реальными задачами и целями, а не за медийное лицо?

—25 мая увидим, за кого украинцы будут голосовать. Страна имеет перспективу тогда, когда вверх идут более умные, более образованные, моральные. И это касается не только должности президента. Важно, чтобы гражданин с такими качествами становился сельским председателем, директором школы, главным врачом, губернатором, министром. Тогда заработает социальный лифт: каждый получит шанс, а власть не будет принимать глупых решений. Не будет прятаться от людей. Кто-то хочет голосовать за миллиардера — пожалуйста. Однако бизнес и власть — разные вещи. Кто-то пообещает все и сразу, и уже завтра. И ему поверят. Но Украина такое проходила. Идеального завтра не будет.

Ваша семья живет по такому принципу?

— Поедьте в город Ватутино на Черкасчине. Там живет моя мать. Живет в старой "хрущевке" на первом этаже. Квартиру получила много лет назад. Когда я руководил Минобороны с бюджетом в 2 миллиарда долларов, разве не мог бы построить небольшое "Межигорье"? Наверное, мог, но не построил. Не верите — поедьте к моему сыну. Он живет на улице Щербакова в Киеве. Двухкомнатка досталась в наследство от бабушки и дедушки. Смежные комнаты. Наверное, при желании, я мог бы обворовать один из тысяч военных городков и построить сыну роскошный коттедж. Но не делал этого. И никогда не сделаю.

Работал в трех правительствах

Анатолий Гриценко родом из села Богачевка Черкасской области. По образованию военный инженер-электрик. Преподавал в Киевском высшем военном авиационном инженерном училище. В 1999-м уволился из армии, где прослужил 27 лет.

В 2005-м стал восьмым министром обороны. Был в правительствах Тимошенко, Еханурова и Януковича. Через два года пошел в народные депутаты по списку "Нашей Украины — Народной самообороны". Создал партию "Гражданская позиция". В 2010-м принимал участие в президентских выборах, занял девятое место. В последний раз прошел в Раду по спискам "Батьківщини".

Любит рыбалку и шахматы. Женат во второй раз на журналистке Юлии Мостовой. Имеет детей Алексея и Светлану от первого брака, Анну — от второго, у Мостовой от первого мужа есть сын Глеб.

Сын Алексей Гриценко — один из лидеров Автомайдана. Его и еще двух активистов в марте восемь дней держали в плену россияне. Били и допрашивали в Крыму.

Сейчас вы читаете новость «"Турчинов не обеспечил территориальную целостность Украины"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть