Около 16.00 в пятницу, 14 октября, к памятнику Шевченко в Киеве приходят Анна Синькова и Дарья Степаненко. Первая пожарила яичницу на Вечном огне, вторая — ударила цветами министра образования Дмитрия Табачника. Обоих сопровождают взглядами большинство собравшихся.
— Смотри, смотри, это же они, — перешептываются.
Девушки держат друг друга под руки и хихикают.
У подножия памятника собираются около полутора тысяч людей. Преимущественно "свободовцы" с партийными флагами, члены Конгресса украинских националистов, несколько — со стягами "Батьківщини". Съехались на марш к 69-летию со дня создания Украинской повстанческой армии.
— Добирались поездами, потому что автобусы милиция не пропускает, — рассказывает 37-летняя Ольга Совенко из Ивано-Франковска. — Выкупали билеты за пару недель, и то многим не хватило на нормальные поезда.
Начинаются выступления, разговоры в толпе стихают. Депутат Львовского облсовета от "Свободы" Ирина Фарион говорит, что нужно подражать деятельности УПА.
В это время хрипит и падает на газон 53-летний Остап Лескив со Львовщины. У него судороги.
— А, эпилепсия, сейчас пройдет, — спокойно говорит один из митингующих.
— Накройте лицо чем-то черным, — советует немолодая женщина.
Выхватывает черную футболку с прилавка, на котором продают символику.
— Что вы делаете? Сначала заплатите! — возмущается продавец и кладет товар на место.
У Лескива темнеют губы, изо рта течет пена, он почти не дышит. Через 10 минут его забирают в больницу.
Возле памятника свое выступление начинает лидер "Свободы" 42-летний Олег Тягнибок:
— 20 лет нелюстрованные недобитки вместе с космополитическими либералами строили Украину, где удобно жить только им, но совсем не 46 миллионам украинцев.
— То, что мы тут говорим — это такое, — рассуждает в толпе мужчина лет 30. На плечах у него сидит мальчик, лет 6. Поворачивается к пожилой женщине в черном пальто и берете. — А нужно брать в руки вилы, автоматы, пару сотен метров веревки и идти под Верховную Раду.
— Немного нужно — стать и стоять, — кивает женщина.
— А зачем стоять? — удивляется мужчина. — Отрезал 3 метра веревки, на шею, повесил. Следующий. И все. Там не много нужно — пусть будет 200 человек по 3 метра веревки — это копейки.
К памятнику подходит киевлянин 60-летний Александр Македонский. 70 дней живет в палаточном городке под Печерским судом. Он в капюшоне, держит деревянную косу с надписью "Власть! Я за вами". Рядом полковник украинского казачества 56-летний Андрей Авраменко из Донецка — в форме, папахе, держит небольшую виселицу с тремя петлями. На виселице надпись "Это для власти".
— Смерть пришла! — выкрикивает Александр. — Где вы прячетесь? Власть — выходи! Янукович, Азаров, Богохульская— я за вами! Раз-два-три-четыре-пять — я иду искать! Кто не спрятался — я не виновата!
— Так здесь власть вряд ли будет! — смеются митингующие. Двое ребят, лет по 18, фотографируются со "смертью".
В 18.00 начинается марш в честь УПА. Тягнибок с другими руководителями партии идут по ул. Владимирской в сторону Михайловской площади. Там должен пройти праздничный концерт. Один из "свободовцев", в короткой кожанке и вязаной шапке, выталкивает из-за спины Тягнибока немолодого человека с флагом "Батьківщини".
— Что вы делаете? — верещит сторонница "Батьківщини" с искусственным белым шиньоном, уложенным в хвост на макушке. — Мы все равно пойдем за вами. Это же наша общая акция!
Женщина поддерживает знаменосца, потому что он чуть не упал от толчка "свободовца".
Пока на проезжей части выстраивается колонна "свободовцев", нардеп-"бютовец" 51-летний Юрий Одарченко с флагом "Батьківщини" идет впереди.
— Что за свинство? — бежит к нему заместитель Тягнибока Андрей Мохник, 39 лет. Краснеет, размахивает руками. Отталкивает на тротуар сторонников Тимошенко, среди которых только пожилые женщины и мужчины. Другие "свободовцы" тоже отталкивают их.
— Отойдите в сторону! — кричит Мохник. — Вы не имеете права здесь идти! Мы так не договаривались!
— Я могу идти где хочу! — кричит сторонник Тимошенко.
— Почему вы выперлись перед национальным флагом! Я организатор акции! А ты кто? — продолжает спорить Мохник.
— Ждите! Ждите! Мы отойдем, — спокойно отвечает Одарченко.
"Бютовцы" переходят внутрь колонны.
Бандера — наш герой! Покрова — наш праздник! Зека — прочь! Спасибо жителям Донбасса за президента-пи..раса! — кричат.
Все улицы, которые пересекаются с Владимирской, заблокированы несколькими сотнями милиционеров-"беркутовцев". Стоят в несколько рядов. На поясе у некоторых работников спецподразделения "Беркут" — баллончики со слезоточивым газом "Кобра".
На Михайловской площади начинается концерт. Выступают группы "Кому вниз", "От винта", "Тень солнца". Возле сцены толкается под музыку около десятка парней. Двое из них голые по пояс. Тягнибок уходит оттуда через 30 минут.
— Мы ничего не платили музыкантам, — говорит "ГПУ". — Есть вещи, которые люди делают не за деньги.
Комментарии
37