— Доченька, помоги нацепить, — обращается к девушке инженер 60-летний Владимир Радченко из Киева. Протягивает сине-желтый бейдж с надписью: "Волонтер Владимир".
— Так ведь куртку испортите, — говорит та, разглядывая булавку.
— Всю страну портят, — говорит Владимир Михайлович. Он седой, с усами. — Уже не олигархат, а "семья" ее разворовывает. А то, что произошло 30 ноября, даже на африканскую страну не похоже. Это намного хуже. Я бываю здесь ежедневно. Разношу листовки, газеты, выношу пакеты с мусором. Готов приходить хоть до 2015 года. Думаю о будущем — не своем, а детей и внуков.
В воскресенье утром на столичной Площади Независимости проходит народное вече "Митинг нашей силы". Собираются около 100 тыс. людей. Заполняют площадь перед сценой, улицы Крещатик и Институтскую. Между людьми ходят переодетые в сказочных персонажей парни и девушки. Бесплатно фотографируются с желающими.
На сцене включают песню "Витя, чао!". Через несколько минут на экране под песню "Караван" "Океана Эльзы" показывают кадры с Майдана. Немолодая женщина в розовой куртке начинает плакать, когда видит, как "Беркут" бьет людей 30 ноября. Слезы вытирает руками.
— Нужно стоять. Сейчас игра нервов. Янукович думает, что морозы ударят, Майдан разбежится и все затихнет, — закуривает возле Главпочтамта киевлянин 67-летний Олег Мерзлюк. — А потом выборы будут, и Янукович думает, что даст по тысяче — и голосуйте за меня. Президентом вижу только Юлю, а Юлю надо выпустить.
Почти возле каждой палатки стоят елки с новогодними украшениями. На некоторых наклейки "Янукович подарест!", "Майданем Януковича", "Игрушки не красть! Ты же не Янукович!". Возле палатки с табличкой "Сокаль" с товарищем разговаривает заместитель главы Сокальского райсовета на Львовщине Владимир Чуб, 52 года. В левой руке держит кожаную барсетку, в правой черную шапку.
— Мы здесь с самого начала и каждые выходные. Будем столько, сколько нужно, — говорит. — Майдан — это начало формирования гражданского общества по европейскому типу. Здесь собираются настоящие патриоты, которые понимают: в государстве должны произойти изменения. Нужно менять систему. В европейских странах правительство и президент сами ушли бы в отставку. У наших нет морали и добродетелей, живут по законам зоны.
Чуба слушает крымчанка 72-летняя Майя Дубинец. Кивает.
— У нас в Крыму говорят, что майданы распустили, но я вчера все равно приехала, — рассказывает. — Хочу неделю здесь пожить. Сплю в Киевской раде, за которую дрались. У меня парализованный муж. Сын с ним остался. Я вернусь, он приедет, будет здесь. Была на Майдане и в 2004 году. Когда приехала домой, мне прокололи крышу за то, что я оранжевая. А у меня мама была украинкой-националисткой. Голодомор пережила. Мы про него с детства знали.
— Люди настроены стоять и до Нового года, и после, — говорит 45-летняя Ирина Зубарь. На ее фиолетовой куртке наклейка "Требование №1 — отставка Януковича". — Важно, чтобы оппозиция показала свое единство и в каком направлении нужно действовать дальше. В этот раз Яценюк конкретно отчитывался, что нам удалось и что не удалось, и что делать дальше. В России многие завидуют украинцам. Это большой пример. Нужно продолжать требовать наказания за то, что избили студентов, отправить Захарченко в отставку. Пока люди приходят на Майдан, есть надежда на перемены в государстве. Но согласна, что вечно это продолжаться не может.
На сцену выходят священники, оппозиционные политики и активисты Майдана. Собравшиеся аплодируют. Кое-кто свистит. Поют гимн.
— В день солнцестояния мы вышли на Майдан, чтобы своим светом победить их темноту, — говорит в микрофон лидер "Свободы" Олег Тягнибок, 45 лет. — Сегодня объявляем о создании общественной организации Народное объединение "Майдан". Партизанскими вылазками будем блокировать административные здания, не будем давать спокойно спать бандитам. Каждый, кто возвращается домой, в города и села, должен организовывать ячейки Народного объединения "Майдан" на местах. Создадим для режима такой ад, что банда наконец поймет — с народом нужно считаться.
— Мы требуем, чтобы Янукович подписал указ об отставке правительства, — повышает голос руководитель "Батьківщини" Арсений Яценюк, 39 лет.
— Отставка! — минуту скандируют митингующие.
Нардеп из "Батьківщини" 49-летний Александр Турчинов зачитывает проект резолюции об образовании Народного объединения "Майдан". Предлагает избрать его сопредседателями ректора Киево-Могилянской академии Сергея Квита, певицу Руслану Лыжичко, политиков Виталия Кличко, Юрия Луценко, Юлию Тимошенко, Олега Тягнибока и Арсения Яценюка. Решают, что люди на Майдане продолжат стоять. А в городах установят палатки и будут записывать в созданную организацию.
Комментарии
1